Алексей Гравицкий

Темное солнце российского фэнтези

Рецензия Алексея Гравицкого на книгу Дмитрия Казакова «Солнце цвета ночи»

Солнце цвета ночи

«Давай покрасим холодильник в черный цвет, он был зеленым, красным был, а черным — нет...». Словно руководствуясь этим звучащему из детства призыву, Дмитрий Казаков в продолжение своего «солнечного» цикла красит светило в цвет ночи.

Полюбившегося многим Ивара и его викингов ждут новые приключения. Сюжет, как и в предыдущих томах сериала, довольно прямолинеен. Вернувшийся из похода Ивар застает родной дом разоренным. Спасти удалось лишь жене конунга и его детям. Праведный гнев будоражит кровь викинга, и тот отправляется в погоню за негодяем, посягнувшим на его близних. В попытках догнать и убить злодея Ивар и его викинги догоняют и убивают еще массу подвернувшегося под руку народа. Ну что с них взять — викинги. Когда месть наконец свершается, героев настигает новая напасть. Не вдаваясь в технические и магические подробности, скажем лишь, что драккар Ивара оказывается у берегов Америки. Тем, что из первым из европейцев, добравшихся до Нового Света, был совсем не Колумб, современного читателя не удивишь. Казаков всего лишь конкретизирует: первооткрывателями были не просто викинги, а именно Ивар сотоварищи. Ну а дальше все предсказуемо: новый континент, новые люди, новые боги, новые враги...

В понимании многих современных читателей викинги — это грязные северные дикари, которые бороздят холодные моря, грабят беззащитных и проливают невинную кровь. Казалось бы, что хорошего можно написать про это отребье? Однако герои романа не только отличаются редкостным для своих сородичей обаянием, но грабят, режут и убивают не просто так, а преследуя вполне конкретные цели. Вот только в «Солнце цвета ночи», в отличие от предыдущих книг цикла, главный герой не торопится продемонстрировать развитие своего характера. Если в первом романе Ивар — батрак, ставший воином, во второй — воин, ставший вождем, в третьей — вождь, ставший патриотом, то в четвертой книге он уже вполне сформировавшаяся личность. Это человек, повидавший полмира, сражавшаяся не только с людьми, но и с богами, не считая мелкой мифической дряни, так что удивить его Америкой, краснолицыми аборигенами и кровавыми жертвоприношениями не получится. Он спокойно и уверенно идет к своей цели.

То ли дело враги — с этими Казаков постарался от души. Кажется, не осталось ни одного индейского племени, которое не отметилось бы на страницах романа. Враги не только сменяют друг друга, мелькая, как стеклышки в калейдоскопе, — они меняются качественно, становятся злее и прямолинейнее, словно, пообщавшись с викингами, переняли их прямоту. Так, главный злодей — мелкий носатый жрец и глава ацтекских священнослужителей Гравицкоатль сперва строит козни исподтишка из-за воинских спин — а к концу романа распрямляетcя и рвется в бой чуть не в первых рядах, ведя за собой остатки тех воинов, которых не успели добить викинги.

В идейном плане роман неглубок, хотя временами на его страницах появляются герои, склонные «говорить умно». Однако автор не акцентирует на этом внимания, предпочитая обращать подобные изречения в шутки — викинги-с, не поймут-с! Так и читатель: если захочет, отыщет в тексте простые житейские мудрости, а не захочет — просто получит удовольствие от прочтения хорошей книжки.

Что-что, а удовольствие можно гарантировать. Роман написан ровно, выдержан на должном стилистическом уровне. И хотя временами «Солнце цвета ночи» грешит штампами, общие места не режут глаза, в отличие от последних боевиков Казакова. В книге все сбалансировано. Здесь нет «провисающих» мест и нет эпизодов, в которых читатель не может угнаться за происходящим. Автор дает возможность следить за развитием событий спокойно, в какие-то моменты — с замиранием сердца, иногда — с азартом, а временами — с внутренним напряжением. Над одними страницами читатель улыбнется, другие вполне могут вызвать скупую слезу.

Не посоветую читать роман разве что любителям искать в книжках исторические ляпы и несостыковки. Их в романе, пожалуй, столько же, сколько и «попаданий». Но сказки пишутся иначе, чем протоколы заседания съезда ЦК, и совсем с другой целью. Да, это не исторический роман, он призван не просветить, а развлечь, и с этой задачей справляется блестяще. «Солнце цвета ночи» нельзя назвать гениальным, но и скучным его никак не назовешь. Это — качественный сюжет, добротный слог и удачно подобранные герои. И несомненная удача Казакова: в отличие от множества других «сериальщиков», он сделал четвертую часть цикла ничуть не хуже первых трех.

Итог: безусловно, классикой фантастики этой книге не стать никогда. Но если бы вся фэнтезийная литература у нас была написана на том же уровне, что и этот роман, не было бы стыдно за отечественную фэнтезийную школу.

 

Это интересно

В ближайшее время Дмитрий Казаков планирует продолжить еще два своих цикла. Сериал, начатый «Мерой хаоса», пополнится третим томом — «Врата порядка», а продолжением «Грязной магии» должен стать роман «Удравшие из ада».

 

Цитаты

«Сын Лухта целился долго, невероятно долго, но то ли в последний момент дрогнула уставшая рука, то ли порыв ветра колыхнул мишень, но стрела пошла выше цели.

—Я победил! — завопил Нерейд. — Ха-ха! Наливай! Всех угощаю! Мне чужого не жалко!»

 

«Шагающий впереди предводитель в плаще из перьев что-то крикнул, взмахнул мечом. Поднялись десятки овальных, обтянутых шкурами щитов, сверкнули наконечники копий.

—А потом говорят, что мы свирепые и кровожадные, — сказал Нерейд, с видимой неохотой вынимая клинок из ножен. — Идем себе мирно по лесу, никого не трогаем, а тут...»

 

«— Он что, там гнездо устраивает? — недоуменно осведомился жрец.

— Не должен вроде, — командир воинов-орлов задрал голову, — священные птицы гнездятся в скалах...

— А дураки — везде, — не очень понятно добавил Гравицкоатль.»

2009 © Алексей Гравицкий
top.mail.ruРейтинг@Mail.ru