Алексей Гравицкий

Кунсткамера

«Мир Фантастики» № 38, октябрь 2006

Быть Корвином

Хроники АмбераКультовые «Хроники Амбера» Роджера Желязны обзавелись не только массой поклонников, продолжений и подражаний. В 1998 году по начальной книге цикла «Девять принцев Амбера» была сделана компьютерная игра. Разработчиком этого квеста стала отечественная компания «Сатурн-плюс». Из достоинств игры можно отметить хорошо прорисованную, хоть и двухмерную, картинку и бесподобное музыкальное оформление. Квест очень живо передает атмосферу, созданную Желязны. К сожалению, компьютерная игра прошла мимо массового пользователя. Переизданная в 2001 году компанией «Акелла», она до сих пор пылится на магазинных полках.

 

Возвращение вампира

ДракулаВ 2001 году румынская газета Libertatea сообщила о том, что группа американских предпринимателей задумала клонировать Влада Цепеша (1431—1476) — известного правителя Валахии, ставшего прототипом графа Дракулы. Собрав средства на беспрецедентный эксперимент, бизнесмены якобы связались с шотландским исследовательским центром в Рослине, где появился на свет клон овцы Долли. Известно также, что американцы лично отправились в Румынию, чтобы на месте обговорить детали. С тех пор о проекте ничего не слышно. Скорее всего, мы имеем дело с очередной газетной уткой, но есть шанс, что проект был засекречен именно потому, что оказался успешным.

 

Лицо с обложки

Дмитрий КазаковМногие наверняка узнали на обложках «Сумеречного дозора» и «Последнего дозора» Сергея Лукьяненко актеров, принявших участие в экранизации книжного цикла. По вполне понятным причинам художник Владимир Бондарь стремился придать Антону сходство с Хабенским, а Гесеру — с Меньшовым. Зато покрыта мраком причина, по которой Бондарь изобразил на обложке книги Ника Перумова «Череп в небесах» известного фантаста Дмитрия Казакова. Волей художника нижегородский писатель десантировался в правый нижний угол иллюстрации. Предлагаем читателем самостоятельно сравнить лицо в шлеме с фотографиями Казакова, которые вы найдете в рубрике «Контакт» этого номера «МФ».

 

Самый киногеничный

Гостья из будущегоСамый экранизированный отечественный фантаст — Игорь Всеволодович Можейко, известный под псевдонимом Кир Булычев. Кто не помнит Алису Селезневу, сыгранную Наташей Гусевой, или прекрасный мультипликационный фильм «Тайна третьей планеты»? Всего по произведениям Игоря Всеволодовича отснято 8 полнометражных фильмов, 6 короткометражных, 9 телевизионных и 8 мультипликационных. Для сравнения: фильмов по произведениям братьев Стругацких всего 7, экранизаций фантаста номер один Сергея Лукьяненко и того меньше. Возможно, со временем герои новой фантастики вытеснят с экрана булычевских, но произойдет это явно не скоро.

 

Юношеские увлечения

HawkwindОдин из отцов-основателей фэнтези Майкл Муркок не всегда был солидным бородатым мэтром. В юности автор литературных бестселлеров участвовал в рок-группе Hawkwind («Ястребиный ветер»). Майкл не только организовывал концерты коллектива, но и писал тексты, и даже подменял основного вокалиста Роберта Кэлверта. Фамилия Муркока фигурирует на нескольких альбомах группы. Уже отдельно от писателя «Ястребиный ветер» просуществовал до 1992 года, когда и распался. А сам Муркок успешно существует и сегодня, радуя читателей всего мира качественной фантастикой.

 

Против халтуры

ГриадаПроблема низкокачественной фантастики появилась, пожалуй, с самим зарождением жанра, и в разное время с фантастической халтурой разбирались по-разному. В 1960 году вышла книга «Гриада», автор которой, советский писатель Александр Колпаков, не брезговал прямыми заимствованиями из классиков и откровенным плагиатом. Возмущенные пионеры из клуба любителей фантастики при Доме детской книги опубликовали в «Комсомольской правде» статью, в которой подробно расписали «достижения» Колпакова. «Наверху» приняли меры, и горе-автор был отстранен от литературы. Однако ребята не успокоились на достигнутом и учредили премию «Гриадный крокодил», присуждаемую «за наиболее худшее произведение года». Уже после первого ее вручения об «анти-премии» стало известно во всех фантастических кругах Союза. И еще несколько лет даже такие мэтры, как Генрих Альтов или Север Гансовский, писали с оглядкой на «Крокодила».

 

«Мир Фантастики» № 39, ноябрь 2006

Люди «-икс»

Астерикс и ОбеликсОсенью Астерикс и Обеликс отпраздновали очередной день рождения. В 1959 году французские художник Альбер Юдерзо и писатель Рене Госинни создали первый комикс про бравых галлов. С тех пор выпущено полсотни сборников и полтора десятка фильмов об Астериксе и Обеликсе, комиксы переведены более чем на сотню языков, а общее количество проданных экземпляров перевалило за триста миллионов. По некоторым оценкам специалистов, Астерикс и Обеликс продаются лучше, чем Гарри Поттер. А фильмы про галлов — как игровые, так и мультипликационные — стали самыми кассовыми картинами, снятыми во Франции за последние годы.

 

Гитара Стивена Кинга

Стивен КингВсемирно признанный мастер ужаса Стивен Кинг — большой любитель музыки. Он владеет двумя радиостанциями, но этим его меломанские причуды не ограничиваются. Стивен играет на гитаре в группе Rock Bottom Remainders.

Сама группа тоже довольно примечательна. Ее основатель — редактор из Сан-Франциско Кэти Кэмен Голдмарк. Коллектив создавался как первая рок-группа, состоящая из писателей и литературных критиков. Один из его участников, Дэйв Барри, шутит: «Мы исполняем музыку так же хорошо, как „Металлика“ пишет книги». Первый концерт Rock Bottom Remainders состоялся в 1992 году в Калифорнии, а уже в следующем сезоне прошло целое турне. Литераторы пользуются успехом. Те из них, кто не умеет играть на музыкальном инструменте, пробуют себя в вокале.

 

Фантаст против Политбюро

В декабре 1940 года на стол Сталину легло провокационное письмо. Автор анонимно предлагал товарищу Сталину стать писателем при его великой личности, ссылаясь на то, что всех великих делало окружение. К письму были приложены первые главы фантастической повести «Небесный гость» про марсианина, попавшего в мир, где на протяжении 117 лет существует коммунизм. Используя фантастический антураж, автор повести стремился открыть Иосифу Виссарионовичу глаза на отдельные недостатки тогдашнего СССР. Всего было послано семь глав «Небесного гостя».

Аноним был уверен в том, что тайна его личности останется нераскрытой, однако через четыре месяца после первого письма органы вычислили провокатора. Им оказался писатель-фантаст Ян Леопольдович Ларри, автор знаменитой книги «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1937). За антисоветчину, посылаемую в адрес ЦК ВКП(б), Ларри получил 15 лет лагерей. Впрочем, это не поставило крест на карьере писателя: после освобождения, в 60-х, Ян Леопольдович опубликовал еще несколько детских повестей. Зато в наше демократическое время замечательного фантаста и борца с режимом вспоминают все реже и реже...

 

«Мир Фантастики» № 40, декабрь 2006

Око за око, зуб за зуб

Стивен Кинг19 июня 1999 года Стивен Кинг попал в автокатастрофу и с многочисленными повреждениями был доставлен в больницу прямо из-под сбившего фантаста фургона. Виновник происшествия, водитель Брайан Смит был приговорен к шести месяцам тюрьмы условно и на год лишен водительских прав. Кинг счел подобный приговор слишком мягким и решил самостоятельно усугубить участь обидчика. Спустя некоторое время после ДТП писатель через своих представителей выкупил у Смита фургон за полторы тысячи долларов наличными. Позднее в одном из интервью Стивен признался: он приобрел автомобиль, чтобы пустить его под пресс.

 

Где-то я его видел!

Юрий НикитинМногие авторы оказываются на обложках собственных книг. Иногда они вполне узнаваемы, иногда замаскированы так, что можно только догадываться. Юрий Никитин к маскировке не прибегает. Более того, именно этот отечественный фантаст наиболее часто встречается на обложках собственных книг. Первый портер Никитина появился на обложке книги «Ярость» (издание 2000 года), а затем гордый лик мэтра возникал и на переизданиях этого романа, и на «Великом маге», и на «Как стать писателем», и на «Мне — 65», и на других книгах. Во многом этому способствовал художник Лео Хао, автор множества обложек никитинских книг.

 

В будущее с робозаврами

РобозаврВ 1989 году американец Дуг Малевицки собрал необычный механизм — Робозавра. Эта махина ростом в 12 метров и весом свыше 26 тонн обошлась создателю в два с лишним миллиона долларов. В брюхе стального динозавра спрятана звуковая система мощностью 10000 ватт, а пасть монстра оснащена огнеметом. Чудовище не только издает звуки, хватает крупные предметы вроде автомобилей и небольших самолетов, поднимает их на высоту пятиэтажного дома, крушит и поджигает их, но и трансформируется в фургон на колесах. С начала девяностых, когда металлический зверь впервые показался широкой публике, Робозавр объехал всю Америку. Успешный как аттракцион, он пару раз появлялся на телевидении, но голливудских боссов не заинтересовал.

В голове Робозавра находится кабина пилота, который управляет всеми действиями чудища. Интересно, что долгого обучения пилоту не требуется: пульт управления устроен так, что робот повторяет каждое движение сидящего внутри человека. Узнать о Робозавре подробнее можно на его официальной интернет-странице — robosaurus.com

 

451 по Фаренгейту

451 по ФаренгейтуМногим известно, откуда произошло название одного из лучших романов Рэя Брэдбери: 451 градус по шкале Фаренгейта соответствует температуре горения бумаги. Однако немногие знают, что знаменитый фантаст постоянно держит напоминание об этом факте перед глазами. Несмотря на то, что писатель не водит машину, на стене его рабочего кабинета висит автомобильный номер F-451.

 

Фантастику — в жизнь!

Артур КларкИзвестный фантаст Артур Кларк сформулировал в книге «Профили будущего» (1962) три закона, по которым развивается наука:

·Если заслуженный, но престарелый ученый говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определенно ошибается.

·Единственный способ установить границы возможного — попытаться сделать шаг за эти границы.

·Технология, значительно превосходящая по уровню известные нам, неотличима от магии.

А тридцать лет спустя, в 1994 году на экраны Великобритании вышел 13-серийный документальный сериал «Таинственная вселенная Артура Кларка». В этом проекте писатель сделал попытку объяснить некоторые загадочные явления нашей планеты именно с точки зрения этих трех законов.

 

«Мир Фантастики» № 41, январь 2007

Тайна Ричарда Бахмана

В 1977 году американская фантастика пополнилась новым автором — свой первый роман издал Ричард Бахман. Еще четыре книги увидели свет на протяжении следующих семи лет. Неизвестно, сколько бы еще мог сделать этот писатель, если бы не любознательный работник книжного магазина Стив Браун. Читая книгу Бахмана «Худеющий», Браун решил, что перед ним либо грандиозная подделка под Стивена Кинга, либо текст самого Стивена. Читатель решил поиграть с автором. Он отыскал документы о том, что авторские права на тексты Бахмана принадлежат Кингу, и переслал их автору. Маэстро ужаса признал поражение и дал Брауну интервью, в котором раскрывал тайну псевдонима. Как вспоминал сам проницательный читатель, Кингу было приятно, что его рассекретил никому не известный поклонник, а не гоняющиеся за сенсацией журналисты.

Под псевдонимом Ричард Бахман Стивен Кинг опубликовал свои первые романы «Ярость» и «Долгая прогулка», которые долгое время не продавались, несмотря на растущую популярность автора, а также написал и издал книги «Дорожные работы», «Бегущий человек», «Худеющий». Потом знакомство со Стивом Брауном подкосило Ричарда Бахмана, и несуществующий автор скончался от «псевдонимного рака», оставив свое литературное наследие Стивену Кингу. Впрочем, в 1996 году «обнаружилась» еще одна рукопись Бахмана — роман «Регуляторы».

 

Наследственность и изменчивость

Иши в двух мирахАмериканские ученые немецкого происхождения Крёберы довольно известны в научных кругах. Глава семьи Альфред — один из ведущих антропологов первой половины 20 века, много работавший над классификацией индейских языков. Его жена Теодора не только помогала мужу в научных изысканиях, но и написала несколько научно-популярных трудов. На русском языке выходила ее книга «Иши в двух мирах», повествующая о судьбе последнего индейца племени яна. Учеными стали и дети четы Крёберов — Карл и Клифтон.

Дочь Альфреда и Теодоры унаследовала от родителей творческую жилку, интерес к гуманитарным наукам и писательский талант. Вот только проявились эти качества не в науке, а в фантастике. Вряд ли кто-то из читателей нашего журнала не слышал о создательнице Ойкумены и Земноморья — Урсуле Крёбер Ле Гуин.

 

Потомок салемской ведьмы

Небольшой массачусетский городок Салем в 1692 году стал местом печально известной охоты на ведьм, которая позднее легла в основу множества монографий, статей и литературных произведений. Первой жертвой охоты стала негритянская рабыня Титуба, развлекавшая благодарных слушателей байками о магии предков. Череда взаимных обвинений породила серию судебных разбирательств, в результате которых оказалось повешено девяносто человек, а одного запытали насмерть. В списках погибших значилась и некая Мэри Брэдбери. Конечно, это могло оказаться простым совпадением, но в семье писателя Рэя Брэдбери бытовала легенда о прабабке-колдунье, погибшей на салемской охоте. Сам писатель-фантаст считает себя потомком ведьмы, наверное, потому и нечисть в его книгах зачастую человечнее и добрее людей.

 

«Мир Фантастики» № 42, февраль 2007

Классик продул литературный конкурс

Пожалуй, никто из читавших рассказы Говарда Филлипса Лавкрафта не станет отрицать, что собственно художественных достоинств в прозе «отца сверхъестественного ужаса» немного. Ну да впрочем, не за то мы любим создателя Ктулху, Некрономикона, Ньярлатотепа и прочих труднопроизносимых слов. Лавкрафт даже школу не закончил, что уж говорить о полноценном литературном образовании. Недавний курьез на одном из сетевых конкурсов фантастики дал любопытное подтверждение несовершенству лавкрафтовских произведений. Один шутник анонимно выставил на суд коллег и жюри рассказ Г. Ф. Л. «Полярис». Разумеется, не прошло и недели, как самозванца разоблачили, однако за это время «Полярис» успел собрать немало мнений и оценок. По итогам голосования рассказ Лавкрафта не только не набрал достаточного для выхода в финал количества баллов, но даже не поднялся до середины турнирной таблицы! Сложно сказать, как отреагирует на это великий Ктулху.

 

Будущее без человечества

Дикий мир будущегоФильм «Дикий мир будущего» (The Future is Wild) вышел в прокат в 2003 году. На первый взгляд, картина выглядит фантастикой, но на самом деле это научное исследование, проиллюстрированное качественной компьютерной графикой. Научно-популярная лента рассказывает о том, какие биологические виды заселят нашу планету через 5, 100 × 200 миллионов лет. Обидно, но довольно интересный фильм, имевший успех на западных каналах, прошел у нас мимо массового зрителя. Редкие рецензии часто ругают картину за псевдонаучность. Между тем, в фильме действительно есть одно серьезное фантастическое допущение: западные ученые не учитывают человеческий фактор, который, как показывает практика, может оказать заметное влияние на ход эволюции. А покидать планету человечество пока не собирается.

 

Тысяча с хвостиком за год

ДюнаНынешние писатели нередко утверждают, что на гонорары не проживешь. Так ли это? Судите сами, но вот вам только один пример. На создание культового романа «Дюна» у Фрэнка Герберта ушло шесть лет. Все это время будущий классик исследовал разнообразные материалы, создавал черновики, работал над текстом... Однако многолетний труд не сразу получил признание. Прежде чем первый том цикла приняли к публикации, Герберт получил отказ от 23 издательств. А когда «Дюна», наконец, была пристроена, автор получил скромный гонорар в размере 7500 долларов — 1250 «американских президентов» за каждый год работы. Разумеется, в 1965 году доллар стоил подороже сегодняшнего, но все-таки за шесть лет работы и одну из величайших фантастических книг прошлого столетия сумма далеко не астрономическая.

 

Самый снимаемый на Западе

И снова о Стивене Кинге. Загадочные истории просто преследуют этого человека. Удивительно, но факт: Кинг выпустил книг меньше, чем фильмов. Полная библиография мастера составляет всего 59 томов, включая сборники. Фильмография же уже перевалила за восемьдесят фильмов и телесериалов. Правда, сюда входят и ленты, в которых сам Стивен выступил в качестве сценариста, и экранизации его книг, созданные другими авторами. Похвастаться подобными достижениями сразу на двух нивах массового искусства может разве что Майкл Крайтон, но его послужные списки куда короче.

 

Любимый в России

Рэй Брэдбери признан во многих уголках мира, но особенная любовь досталась писателю в нашей стране. Это один из немногих западных фантастов, которые не только публиковались в СССР, но и были востребованы советским кинематографом. По произведениям Брэдбери у нас было снято три полнометражных картины («Тринадцатый апостол», «Вельд» и «Вино из одуванчиков») и три мультипликационных («Будет ласковый дождь», «Здесь могут водиться тигры» и «Человек в воздухе»). Что примечательно, в «Вине из одуванчиков» сыграл свою последнюю роль — умирающего полковника Фрилея — Иннокентий Смоктуновский. А западные кинематографисты отсняли всего два полнометражных фильма и сериал «Театр Рэя Брэдбери», который собрал у телевизоров немалую аудиторию и в нашей стране.

 

«Мир Фантастики» № 43, март 2007

Ты — мне, я — тебе

У взрослых свои игры, даже если эти взрослые фантасты. Одна из любимых забав отечественных писателей — выводить в книгах своих коллег по фантастическому цеху, как правило, на вторых ролях. К примеру, в «Киндрет. Кровные братья» Алексея Пехова, Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой есть второстепенные персонажи, напоминающие художника Владимира Бондаря и писателя Олега Дивова. Виктор Бурцев, описывая оружие будущего в романе «Алмазные нервы», называет «огнемет ПУСТОТА конструкции безумного русского оружейника Пелевина». Внимательный читатель и сам сможет найти такие «случайные совпадения».

Иногда писательские шутки получают продолжение. В романе «Не время для драконов» Сергей Лукьяненко и Ник Перумов упоминают некую церковь великомученика Шмаля — прозрачный намек на писателя Андрея Валентинова, также известного как критик Андрей Шмалько. «Великомученик» не остался в долгу: в совместном с Генри Лайоном Олди романе «Нам здесь жить» Валентинов вывел некоего президента «Перум-фонда» Сергея Лукьяненко. Надеемся, что писательская «дуэль» не перерастет в литературную баталию, и новые книги наших ведущих фантастов не запестрят знакомыми именами.

 

Из роботов в депутаты

Евгений ГерасимовИз актеров, снявшихся в культовом фильме «Гостья из будущего», мало кто продолжил кинематографическую карьеру. Наташа Гусева (Алиса Селезнева) стала вирусологом, Алеша Фомкин (Коля Герасимов) трагически погиб, Марьяна Ионесян (Юля Грибова) эмигрировала в Америку. Дальше всех пошел робот Вертер. После роли андроида устаревшей модели актер Евгений Герасимов участвовал еще в ряде фильмов, потом переквалифицировался в режиссеры, работал ведущим на телевидении. А затем ринулся в политику: в 2002 году Герасимов стал депутатом Московской городской думы. Поколение, выросшее на «Гостье из будущего», уже получило избирательные права, так что у Герасимова есть все шансы повторить судьбу нынешнего терминатора Калифорнии.

 

Виртуальная сфера

Виртуальная сфераПоявление нового поколения игровых приставок — и в том числе консоли Nintendo Wii, которая определяет положение контроллера в пространстве, — стало событием прошлого года по версии «Мира фантастики». Но даже на этом фоне настоящий фурор может произвести отечественная разработка «Виртуальная сфера» — если, конечно, ее когда-нибудь запустят в массовое производство.

Идея «Виртсферы» проста: человека с виртуальным шлемом на голове запускают в сетчатый шар, по внутренней поверхности он может ходить в любом направлении: сфера будет «проворачиваться» под его шагами, не давая упасть. Таким образом, создается полная иллюзия движения в виртуальном мире, «картинка» которого проецируется на встроенный в шлем экран. Область возможного применения сферы чрезвычайно широка: от тренировок до экскурсий, не говоря о компьютерных играх.

Создатели устройства — братья Нурали и Нурахмед Латыповы — уже не раз представляли сферу на выставках. Прошлой осенью она собрала множество восторженных отзывов на нью-йоркском фестивале NextFest, разработкой заинтересовались крупные западные компании. В нашей же стране, несмотря на то, что прототипы «Виртуальной сферы» появились уже в конце девяностых, она до сих пор остается «штучным товаром». И это притом, что Нурали Латыпов — довольно известный человек: советник мэра Москвы, политолог, яркий игрок в «Что? Где? Когда?», карикатурист и ученый. Стоит ли говорить, что официальная интернет-страница «Виртуальной сферы» — virtusphere.com — полностью на английском языке.

 

Как вы яхту назовете...

Далеко не всегда писателю удается сразу подобрать броское и выгодное название для фантастического романа. Переименовать роман Василия Пупкина «Розовые сопли» в «Кровавую баню» — обычная практика в издательском бизнесе. Однако рекордсмен по количеству переименований в нашей фантастике — Виктор Бурцев (псевдоним Виктора Косенкова и Юрия Бурносова). Переделке подверглись названия более чем половины его романов. «Алмазная реальность» в рукописи называлась «Праздник, который всегда», «Алмазный дождь» в девичестве был «Новым расемоном». «Очередь за солнцем» издатели окрестили «Охотой на НЛО», а новейший роман Бурцева, «Руны Хеймдаля», увидел свет как «Пленных не брать!». Своеобразная творческая карма передалась и «сольникам» Косенкова: его «Новый порядок» в оригинале назывался «Р.О.З.Г.И.».

 

«Мир Фантастики» № 44, апрель 2007

Путь к звездам

Джоан К. РолингТрудно представить себе человека — не только среди любителей фантастики, но и во всем «цивилизованном» мире, — который не слышал бы о Гарри Поттере. Однако далеко не каждый, кому знакомо это имя, осознает, насколько далеко может зайти «поттеромания». Вот только несколько фактов.

·На сегодняшний день Джоан К. Ролинг — самый богатый писатель в мире. К «маме» очкарика-со-шрамом этот титул перешел от признанного мастера пера Стивена Кинга.

·После того, как стало известно о гибели двоих из главных героев «поттерианы» в седьмой книге серии, британские букмекерские конторы открыли прием ставок на то, кто именно погибнет. Спорщики не отличаются оптимизмом: пока со значительным отрывом лидирует сам Поттер.

·Waterstone’s, крупнейшая британская сеть книжных магазинов, открыла телефон доверия для поклонников Гарри.

· В Чехии прошел социологический опрос, в ходе которого большинство респондентов назвали самой значимой книгой сериал о Гарри Поттере. Второе место занял «Властелин Колец» Джона Р. Р. Толкина, третье — Библия.

·Пятый роман цикла, «Гарри Поттер и орден Феникса», вошел в Книгу рекордов Гиннеса как издание с самым большим стартовым тиражом — 11 миллионов копий.

Но особенно удивительно то, что еще 10 лет назад никто не мог предполагать поттер-бума. Издать первый роман о легендарном персонаже, «Гарри Поттер и философский камень», Ролинг удалось только после серии отказов и за скромный гонорар в 4 тысячи долларов США.

 

С чего начинается...

Герои меча и магииТеатр начинается с вешалки, земля — как известно, от Кремля. А писатель? По-разному. Одни, как Ник Перумов, становятся известны вольными продолжениями известных книг, другие, подобно Дмитрию Емцу, зарабатывают популярность пародиями, третьи вообще пытаются с ходу выдать что-то ни на что не похожее... Любопытным литературным экспериментом оказалась дебютная книга Анны Гуровой, известной сегодня по циклу «Малышка и Карлссон» и другим романам юношеской фантастики. В 2001 году в питерском издательстве, специализирующемся на компьютерной литературе, вышел роман Гуровой «Герои меча и магии», созданный по мотивам одноименной компьютерной игры. Сейчас книга стала библиографической редкостью, так что вряд ли кто-то отыщет ее в продаже.

 

Хранилища фантастики

Космическая иглаО чем вы думаете, когда вас приглашают в музей? Картины в тяжелых рамах, скелеты динозавров, макеты нефтеперегонных заводов и бусы из цветного стекла? На свете есть и другие музеи — посвященные фантастике.

Первый из них открылся в Европе в 1976 году. Maison d’ Ailleurs («Дом в другом месте») находится в швейцарском городке Ивердон-ле-Бен и содержит внушительную коллекцию фантастических книг, журналов, комиксов и прочей продукции. Здесь также проводятся выставки таких мастеров фантастической живописи, как Ханс Руди Гигер или Джон Хоу.

Впрочем, американцы любят быть во всем первыми. Открытый в Сиэттле в 2004 году Музей научной фантастики был назван его создателями (в числе которых — один из руководителей Microsoft Пол Аллен) первым учреждением такого рода. Надо признать, что по размаху швейцарский музей сильно уступает американскому. Создание сиэттлского музея обошлось более чем в 20 миллионов долларов, зато здесь можно найти фантастические святыни на любой вкус — от маски Дарта Вейдера до первого издания романов Айзека Азимова с автографом автора. Также в Сиэттл переехал основанный в 1996 году Зал славы научной фантастики и фэнтези.

Идеи создать музей фантастики есть и в нашей стране. В 1989 году на фестивале «Аэлита» прозвучало предложение организовать в Свердловске (Екатеринбурге) Дом фантастики, где расположились бы редакция журнала «Уральский следопыт» и Музей фантастики. В наши дни волгоградский фан-клуб фильма «Гостья из будущего» готовит проект музея этого телесериала в Волгограде. При участии научно-исследовательского объединения «Космопоиск» готовится музей фантастики в подмосковном Переделкине.

 

«Мир Фантастики» № 45, май 2007

Происхождение мутантов

На март этого года запланирована премьера очередного фильма о черепашках-ниндзя — своеобразный способ отметить двадцатилетие вселенной. Хотя первый комикс о четверке рептилий-гуманоидов появился еще в 1984 году, настоящий «черепаховый бум» начался только с выходом первого телесериала, в 1987. Придумывая панцирных ниндзя, их создатели Кевин Истмен и Питер Алан Лейрд и мечтать не могли о всемирном успехе. Мультсериалы, аниме, фильмы, компьютерные игры, тонны комиксов и манги, миллионы пластиковых игрушек, зеленые рожицы на скейтбордах и кукурузных хлопьях, — все это сделало пару комиксистов, не имевших даже художественного образования, мультимиллионерами.

А ведь «Черепашки-ниндзя» начинались как пародия сразу на две популярных графических новеллы восьмидесятых: The New Mutants о подростках со сверхспособностями и Daredevil, одной из главных тем которого стараниями тогдашнего ведущего художника комикса Фрэнка Миллера стали ниндзя и боевые искусства. Гуманоидная черепаха по имени Леонардо да Винчи, поедающая пиццу в нью-йоркской канализации, — что может быть абсурднее? Тем не менее эта пародия завладела умами миллионов.

Кстати сказать, черепах-ниндзя в сериале куда больше четырех. Помимо известных многим с детства Леонардо, Рафаэля, Донателло и Микеланджело (названных в честь Леонардо да Винчи, Рафаэля Санцио, Донато ди Николло ди Бетто Барди и Микеланджело Буонаротти), во вселенной комикса имеются Венус де Мило — черепашка женского пола, чье имя происходит от Венеры Милосской, и Токка — каймановая черепаха-злодей, спутник Шреддера. Но эти персонажи фигурируют далеко не во всех историях и экранизациях «Черепашек-ниндзя».

 

Все их вместе соберем...

В прошлом веке научная фантастика по праву считалась кузницей идей. Многие описанные в ней изобретения и открытия позднее оказались осуществлены в действительности. Собрать эту информацию воедино и классифицировать ее решил в 1958 году Генрих Альтов, советский писатель-фантаст и ученый, создатель теории решения изобретательских задач. Так родился первый Регистр фантастических идей и ситуаций (РФИ).

Альтов установил, что большинство идей научно-фантастической литературы получены путем преобразования реально существующих объектов, и выявил приемы, при помощи которых эти преобразования осуществляются. Работа над регистром отняла у писателя десять лет. РФИ вместил в себя 10 тысяч идей из самых разнообразных фантастических книг — от поэм Гомера до романов Жюля Верна и Александра Беляева. Все идеи были разбиты на 10 классов, 300 подклассов, 1000 групп и подгрупп. К первому регистру приложили руку и другие небезызвестные авторы, среди которых — Павел Амнуэль и Юрий Никитин.

Именно с подачи последнего в конце 1990-х Регистр родился заново, правда, уже в новом, электронном формате. По мнению Никитина, РФИ Альтова был утерян, а бросать хорошую задумку не следовало. Воссоздать РФИ заново взялась группа энтузиастов — писатели Дмитрий Казаков, Василий Купцов и Дмитрий Гаврилов, московский бард Ренат Мухамеджанов и многие другие. Новый РФИ набрал более тысячи идей, разбитых на 15 глав, 42 раздела и 13 подразделов. Ознакомиться с ним можно в интернете по адресу rfi.chat.ru.

Однако труд Генриха Альтова не канул в Лету. Его РФИ сегодня также доступен во всемирной сети на сайте фонда Г. С. Альтшуллера (настоящая фамилия писателя) — altshuller.ru. Возможно, этот Регистр ожидает и «бумажная» публикация в составе собрания сочинений советского фантаста.

 

Неизвестный Высоцкий

Владимир ВысоцкийНа одном из концертов Владимир Высоцкий признался, что не только читает, но и любит «хорошую фантастику». Только много лет спустя выяснилось, что Владимир Семенович не только любил фантастику, но и писал ее. Многие слышали его песни с фантастическими мотивами: «В далеком созвездии Тау Кита», «Песня космических негодяев», «Песня о старом доме», не говоря уже обо всем известных песнях-сказках. Создавал Высоцкий и фантастическую прозу. В 1968 году им была написана совершенно странная вещь под названием «Жизнь без сна» (в другом варианте — «Дельфины и психи»). Повесть увидела свет только в 1987 году и с тех пор переиздавалась не так часто. В «Жизни без сна» Высоцкий описывает цивилизацию разумных дельфинов, которые оказываются человечнее и мудрее людей.

 

«Мир Фантастики» № 46, июнь 2007

Фантастическая карьера

Элайджа ВудАмериканский актер Элайджа Вуд сегодня прочно ассоциируется с самой известной своей ролью — Фродо Бэггинса в кинотрилогии Питера Джексона «Властелин Колец». Поклонники Вуда знают, что он снимался и в других лентах, фантастических и не очень: «Дети шпионов 3», «Город грехов», «Вечное сияние чистого разума» — всего около полусотни ролей. Но интереснее всего тот факт, что «путевку в кино» Элайджа тоже получил в фантастической картине, когда ему было всего восемь лет. Будущий «главный хоббит Земли» исполнил во второй части культового фильма Роберта Земекиса «Назад в будущее» небольшую роль мальчишки из магазина видеоигр, который перекинулся парой фраз с Марти Макфлаем.

 

Лучший рэпер Европы

Сергей ЛукьяненкоЗнаменитый финальный рэп, пересказывающий сюжет фильма «Ночной дозор», появился не сразу. Первоначально написать текст песни кинопродюсеры предложили автору книжного первоисточника, самому Сергею Лукьяненко. По признанию фантаста, он попытался отказаться, но кинематографисты настаивали. Тогда Лукьяненко решил пошутить и написать такой текст, который отбил бы всякую охоту петь рэповые песни. С оригинальной версией рэпа про Иных можно познакомиться в интернет-дневнике писателя: doctor-livsy.livejournal.com. Предупредим только, что в нем содержится довольно много ненормативной лексики.

Представьте себе изумление Лукьяненко, когда ему сообщили, что текст принят. Разумеется, это была ответная шутка продюсеров: в конце фильма прозвучал совершенно другой рэп, исполненный группой «Уматурман». Но история на этом не заканчивается. Не прошло и года, как композитор Александр Пушной и писатель Александр Бачило написали еще один финальный рэп для «Ночного дозора» — точнее, для его пародийного «перевода» «Ночной базар». У кого получилось лучше? Сравните и решите сами.

 

Янтарные хроники

Чем определяется популярность романа? Для одних критерий — число после слова «тираж», для других — кинематографическая или компьютерная экранизация, для третьих — «народный фольклор», для четвертых — продолжения и подражания... «Хроники Амбера» Роджера Желязны в этом плане уникальны: они породили и массу переводов и переизданий, и игрушки, и фанфики, и продолжения, и анекдоты. Не обошлось и без курьеза.

В городе Советске Калининградской области в конце 1990-х годов появилась независимая областная газета под названием «Хроники Амбера». Тематика газеты ничего общего с фантастикой и фэнтези не имеет. Откуда же взялось такое название? Главный редактор газеты Виктор Дедерер честно ответил на этот вопрос. Дело в том, что газета регистрировалась в спешке, и первое придуманное название не подошло. Главный редактор, читавший в то время книги Роджера Желязны, рассудил: «Амбер» — янтарь, «Хроники» — летопись. «Летопись Янтарного Края» — звучит красиво. А почему бы и нет? И в далеком от родины американского фантаста краю появилось такое вот периодическое издание. Может, это и менее престижно, чем «Хьюго» и «Небьюла», но более оригинальное признание придумать трудно.

 

Зоопарк Михаила Булгакова

Мастер и МаргаритаДавно прошли те времена, когда роли фантастических животных в кино играли куклы типа Годзиллы или Кинг-Конга, либо загримированные актеры. Новые технологии освоили не только в Голливуде. В сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» «зоопарк» снимался самыми разными способами. В роли кота Бегемота снялись сразу три актера: Александр Баширов в качестве человеческой ипостаси, настоящий живой кот из Театра кошек Юрия Куклачева и специальная электронная разговаривающая маска, которую задействовали на крупных и средних планах. Был и специальный костюм, в котором находился живой актер. Разгуливал в нем Баширов или же дублер, история умалчивает.

Зато доподлинно известно, что в роли четырех коней апокалипсиса снялся один-единственный конь по кличке Халиф. Его «адские» клоны были созданы на компьютере уже после съемки.

А вот крысы, плававшие в пруду в питерском парке Лесотехнической академии, где снимали прилет Маргариты на шабаш, в кадр не попали. Зато изрядно напугали на съемках Анну Ковальчук, сыгравшую Маргариту.

 

«Мир Фантастики» № 47, июль 2007

От мертвого мульта уши...

Вот что находится внутри мышонка ДжерриОстап Бендер обещал беспризорнику уши от мертвого осла, получить которые паренек должен был у Пушкина. Великий комбинатор не был знаком с корейским художником Хюнгко Ли — вот у кого полно самой экзотической мертвечины. Наиболее экстремальным достижением художника стала серия рисунков и скульптур скелетов... персонажей американских мультфильмов. «Расчлененке» подверглись Багс Банни с компанией, диснеевский Микки Маус сотоварищи, а также Том и Джерри. Стоит заметить, что даже в настолько мертвом состоянии мультяшки сохраняют живость и обаяние. На вопрос «зачем?» Ли с детской наивностью ответил, что создал коллекцию, желая приблизить любимых анимационных персонажей к нашей реальности.

В свои творческие планы кореец никого не посвящает, но если продолжит «приближать к нашей реальности» несуществующих героев, то поле деятельности у него широчайшее. Вот будет номер, если у художника проснется гигантомания и он воссоздаст скелеты Кинг Конга, Годзиллы или Ктулху.

 

Библиотека фантастики

Обложка «Серафинианского кодекса»В 1981 году вышло первое издание книги Codex Seraphinianus за авторством архитектора и художника Луиджи Сирафини. Несмотря на баснословную стоимость — книга была напечатана на бумаге ручной выделки, а для переплета использовались ткань, кожа и золото, — тираж в тридцать тысяч экземпляров разошелся довольно быстро. В чем секрет успеха? Книга не только сопровождается умопомрачительными иллюстрациями и описывает то, чего в реальном мире не существует (этим может похвастаться множество современных бестиариев), но и полностью написана на языке, придуманном автором.

Трудно сказать, какие цели преследовал Сирафини. Возможно, он просто создавал фантастический мир, по примеру Толкина, но своими средствами, а может быть, рассчитывал на удачную фальсификацию. В любом случае, Codex Seraphinianus — не первая подобная книга. Прямым ее предшественником считают «Рукопись Войнича», первое упоминание о которой появляется сотни лет назад, а авторство приписывают Роджеру Бэкону. «Рукопись Войнича» содержит несколько разделов и богато проиллюстрирована. Картины выглядят очень реалистично, но запечатленные на них объекты к нашему миру никакого отношения не имеют. Споры о том, является ли рукопись авторской шуткой или и впрямь написана на каком-то неизвестном или зашифрованном языке, не утихают до сих пор. Есть и другие примеры. Например, не доказана подлинность «Книги Велеса» (редакция «МФ» склоняется к тому, что это фальсификация), а многие искренне верят в «Некрономикон», придуманный Лавкрафтом.

В отличие от вышеупомянутых книг, Codex Seraphinianus — стопроцентно авторский труд. В прошлом году она была перевыпущена в издательстве Rizzoli, однако, несмотря на значительно более скромную печать, стоит по-прежнему недешево. Заказ книги в Россию обойдется вам в полторы сотни евро. Что ж, качественная фальсификация стоит порой дороже раритетного оригинала.

 

Дедушка фантастического кино

Жорж МельесФантастический кинематограф родился аж в 1902 году. Именно тогда французский режиссер Жорж Мельес (Мелье), один из основоположников киноискусства вообще, снял первый в мире фантастический фильм «Путешествие на Луну». Лента не принесла гениальному французу достатка, хотя и имела безумный коммерческий успех. Большая часть прибыли ушла создателям «пиратских» копий. Однако картина принесла режиссеру славу и пережила его. В урезанном варианте фильм Мельеса вошел в качестве своеобразного предисловия в знаменитый фильм Майкла Андерсона «Вокруг света за 80 дней» снятый 54 года спустя. Сюжет фильма был использован в видеоклипе на песню Tonight Tonight музыкальной группы The Smashing Pumpkins.

Бывший фокусник, а позднее талантливый режиссер, сценарист и актер Мельес снял и другие фантастические картины. Кроме того, ему по праву принадлежит слава создателя первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съемке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке пленки и других трюках. Со спецэффектами режиссер начал работать еще в 1896 году, тем не менее, его вклад до сих пор заслуживает самого пристального внимания. Так, создатели первых «Звездных войн» признавались, что не придумывали ничего принципиально нового, а просто внимательно изучали работы Мельеса.

 

«Мир Фантастики» № 48, август 2007

Гарри Поттер и мальчик с экрана

Дэниел РэдклиффВ жизни профессора Снейпа была только одна женщина, которую он боялся, — Джоан Ролинг. Конечно, это всего лишь анекдот, но в каждой шутке есть доля истины. Литературная «мама» Гарри Поттера так или иначе влияет на все, что связано с ее книгами. Правда, влияние здесь скорее положительное. И Дэниел Рэдклифф — юноша, сыгравший Гарри в киноверсии поттерианы, — ощутил его на себе по полной программе.

Справедливости ради скажем, что кинокарьера Рэдклиффа началась еще до того момента, как в 2000-м он был выбран на главную роль в своей жизни. Он снялся в сериале «Дэвид Копперфильд» (1999) в роли юного иллюзиониста, а чуть позже принял участие в экранизации шпионского романа Джона Ле Карре «Портной из Панамы» (2001), вышедшей за полгода до первого фильма о Поттере. Ждут своего часа кинолента «Декабрьские мальчики» и телефильм «Джек, мой мальчик», которые должны выйти на экраны в этом году. В обоих Дэниел сыграет главные роли — сироты Мэпса и сына Редьярда Киплинга Джека, соответственно.

Гарри Поттер принес Рэдклиффу не только всемирную славу, но и кругленькое состояние. За «Философский камень» Дэниел получил 60 тысяч фунтов стерлингов, а последующие контракты увеличили его состояние до 20 миллионов, сделав самым богатым подростком Великобритании и завидным женихом. Впрочем, юный актер не торопится думать о женщинах и семье. В этом году состоялся дебют Рэдклиффа на театральной сцене, причем весьма провокационный: в постановке Вест-Эндского театра по пьесе Питера Шэффера «Лошадь» (Equus) актер выходит на сцену обнаженным.

Трудно сказать, как будет развиваться актерская карьера Рэдклиффа, но уже сейчас можно утверждать: Гарри Поттером он останется еще много лет после того, как выйдет седьмой фильм киносериала.

 

К вопросу об именах собственных

ЛукасЧитая интересную книгу или смотря захватывающий фильм, иной раз задумаешься: откуда берутся имена героев, названия местностей? Попробуем проследить, откуда «растут ноги» у названий, на примере культовых «Звездных войн».

Первым героем, которого придумал Лукас, стал Дарт Вейдер. В переводе с голландского «Вейдер» (Vader) значит «отец». А общее для всех темных джедаев «Дарт» (Darth) — сокращение от «Темный лорд ситхов» (Dark Lord of the Sith). Джедай Йода назван в честь санскритского «воин» — yoddha. А имя инопланетянину Джа Джа Бинксу придумал пятилетний сын Лукаса. Имя Энакина Скайуокера было позаимствовано у друга Лукаса, режиссера Кена Эннакина, а прототипом Хана Соло стал другой приятель-режиссер — Фрэнсис Форд Коппола. Вот такая она, крепкая режиссерская дружба.

R2-D2 и C-3PO могли называться А2 и С3 — но потом дроидам было решено дать более «полные» имена. По заверениям Лукаса, эти названия не поддаются расшифровке, а просто представляют собой приятный на слух набор букв и чисел.

Не обошлось и без политики. В 1983 году президент США Рональд Рейган назвал стратегическую оборонную инициативу «Звездными войнами». В отместку Лукас дал одному из отрицательных персонажей Первого эпизода, вице-королю Торговой федерации фамилию Ганрей — анаграмму от «Рейган».

К слову сказать, сам фильм «Звездные войны» мог называться иначе. Киностудия посчитала название слишком агрессивным, и съемочной группе было предложено придумать другое. Однако более емкого и интересного названия для будущей эпопеи не нашлось.

 

Фантастические аттракционы

В 1947 году, по утверждениям уфологов, на ранчо в местечке Розуэлл (штат Нью-Мексико) потерпел крушение инопланетный звездолет. Считается, что вся информация по этому инциденту засекречена американскими спецслужбами, а НЛО объявлен «упавшим метеорологическим шаром». Правда это или нет — судить не нам. Тем не менее в Розуэлле тема пользуется популярностью. Брайан Теммер, создавший в Штатах не один парк развлечений, планирует построить здесь к 2010 году тематический парк, главным развлечением которого станет аттракцион, имитирующий похищение посетителей инопланетянами.

Темой другого парка аттракционов, открытие которого запланировано на 2009 год, станет Гарри Поттер. Посетители смогут проехаться на «Хогвартс-экспресс», прогуляться по школе магов, полетать на машине Уизли и вообще всячески испытать свои вестибулярные аппараты. Джоан Ролинг, познакомившись с проектом, пришла к выводу, что любители ее романов получат от парка не меньше удовольствий, чем от книг.

В основу аттракционов ложатся миры и герои культовых книг и фильмов. Кто знает, на что еще замахнутся создатели развлечений? Представить себе хотя бы парк, посвященный миру «Терминатора», с главным аттракционом «Красная кнопка».

 

«Мир Фантастики» № 49, сентябрь 2007

На западный манер

В прошлом номере «Мира фантастики» ведущий «Мастер-класса» Сергей Чекмаев советовал: «Не увлекайтесь псевдонимами». Тем не менее многие отечественные фантасты пришли в литературу именно под вымышленными именами. Причины тому могут быть самые разные, но сегодня мы остановимся на тех писателях, которые взяли себе «англо-американские» псевдонимы в девяностых годах, когда особой популярностью у нас пользовалась зарубежная фантастика.

На начало девяностых приходится взлет лучшего писателя Европы 2006 года Генри Лайона Олди. Сейчас уже почти всем известно, что за таким именем «спрятался» харьковский дуэт — Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Псевдоним сложился из первых литер фамилий и начал имен «Олег» и «Дима».

В 1993 году увидела свет первая книга писательницы Елены Хаецкой — под навязанным издателем псевдонимом Мэделайн Симонс. В предисловии говорилось: «Имя американской фантастки Мэделайн Симонс практически неизвестно российскому читателю, и тем, наверное, приятнее будет открытие нового имени». Дебютный роман датировался 1969 годом, когда реальному автору было всего шесть лет. Выступала Елена и под мужским именем Дуглас Брайан, подписывая им повести для серии о Конане-варваре. В этом проекте, как и в книжных «Секретных материалах», за «импортными» именами проступает множество отечественных авторов. «В те времена как раз шел колоссальный вал переводного фэнтези — до такой степени, что отечественные авторы, желая напечататься, вынуждены были брать импортные псевдонимы и выдавать свое творчество за переводы», — признается Мария Семёнова.

Антон Молчанов стал Антом Скаландисом, продолжив «Мир смерти» Гарри Гаррисона. А пошедший по стопам Толкина Николай Перумов ограничился изменением имени, став Ником. Так же играл с именем Сергей (он же Серж) Неграш. А вот Георгий Эгриселашвили, вступивший в литературу в тех же девяностых, навсегда остался Джорджем Локхардом.

 

Маэстро, музыку!

Священная книга оборотняТрудно сказать, кому из фантастов первому пришла в голову мысль сопровождать текст музыкальным диском, но современная литература насчитывает уже несколько подобных примеров. В 2004 году вышел роман Виктора Пелевина «Священная книга оборотня». К книге прилагался компакт-диск с музыкальными композициями, столь же странными, как и тексты Виктора Олеговича. Если верить роману, музыка происходит из того же источника, что и сам текст, а следовательно, служит неотъемлемой частью книги. В последнем сомневаться не приходится, все остальное — фантазия автора.

Труднее обстоят дела с диском, сопровождающим роман Бориса Тараканова и Антона Федорова «Колесо в заброшенном парке». Этот роман также вышел с CD-приложением в 2004 году. Написано «Колесо...» в лучших традициях Владислава Крапивина, а на диске записана музыка итальянского композитора 18 века Антонио Доменико Виральдини, которого авторы выводят в качестве одного из героев романа. Информация об этом персонаже разрозненна и осколочна, существует предположение, что такого композитора вообще никогда не существовало. Впрочем, авторы утверждают, что если фальсификация и имела место, то они к ней никакого отношения не имеют.

Сборник сказок участника группы «Зимовье зверей» Константина Арбенина, вышедший в 2006 году, тоже сопровождается диском. Здесь читателя ждут записи некоторых рассказов в авторском исполнении, а также песни Арбенина и «Зимовья зверей». Сам автор признается в том, что подумывает сменить карьеру участника рок-группы на перо писателя-сказочника.

 

Конан-преподаватель

Английский язык с Конаном-варваромОт приключений варвара, воина и короля Конана в Киммерии, сопредельных и отдаленных государствах захватывает дух не у одного поколения читателей. Однако то, что случилось со знаменитым героем Роберта Говарда за 70 с лишним лет его жизни в нашем мире, еще более невероятно. По книгам о Конане снято несколько фильмов, он стал героем комиксов и игр, пробрался на все возможные площадки индустрии развлечений. Любят Киммерийца и в нашей стране, где вышла целая серия книг-продолжений, принадлежащих перу множества российских фантастов. Но дальше всех пошли авторы проекта «Английский язык с Конаном-варваром». Поддержавшие эту идею издательства «АСТ» и «Восток-Запад» выпустили уже две книги, предназначенные для студентов и людей, изучающих язык самостоятельно.

 

«Мир Фантастики» № 50, октябрь 2007

Маска, я тебя знаю!

Месяц назад мы рассказали об англо-американских псевдонимах в отечественной фантастике. Продолжим приоткрывать завесу тайны и заглядывать за маски современных Козьм Прутковых.

Генри Лайон Олди — не единственный случай, когда за одним именем скрывается два человека. Виктор Косенков и Юрий Бурносов до сих пор издаются под псевдонимом Виктор Бурцев. Когда писатели принесли в издательство дебютную книгу, издатель не захотел, чтобы на обложке стояли две неизвестные фамилии. Так авторы стали единым целым, а со временем к Виктору Бурцеву привыкли и сами писатели, и их читатели.

Сейчас, наверное, каждый поклонник книг Макса Фрая знает, что за этим именем скрывается Светлана Мартынчик. Но когда книги о приключениях сэра Макса из Ехо только начали появляться, псевдоним был покрыт мраком тайны. Судя по всему, соавторами первых фэнтези-детективов выступили Мартынчик и художник Игорь Степин (его портреты персонажей иллюстрируют одно из изданий цикла). Не меньшего тумана нагнали вокруг себя Вячеслав Рыбаков и Игорь Алимов, успешно работающие под прикрытием «великого еврокитайского гуманиста» Хольма Ван Зайчика.

Есть и одиночки-мистификаторы. Так, под звучным псевдонимом Гай Юлий Орловский выходит один из самых длинных циклов современного авантюрного фэнтези. Издатель до сих пор поддерживает загадочную атмосферу вокруг этого автора, однако c 99%-ной уверенностью можно утверждать, что книги о Ричарде Длинные Руки написаны Юрием Никитиным. Более того, Гай Юлий Орловский — псевдоним дважды никитинский. Главный герой раннего рассказа Никитина «Псевдоним» выбрал именно это имя для своей писательской карьеры.

Форменный фурор в свое время устроили книги С. Ярославцева и С. Витицкого. Сперва читатели гадали, кто же скрывается под этими масками. Когда стало известно, что это псевдонимы братьев Стругацких, которыми они подписывали самостоятельные, созданные порознь вещи, возник новый вопрос: «Кто есть кто?». Некоторые современные переиздания на этот вопрос отвечают. Другие оставляют вуаль тайны опущенной.

 

Фантастическая картография

КартаСейчас уже сложно установить, когда родилась добрая традиция сопровождать фантастические произведения географическими картами вымышленных миров. Зарубежные читатели вспомнят ранние издания книг Джона Р. Р. Толкина и Клайва С. Льюиса, отечественные — «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова. Следить за приключениями героев по карте всегда интересно. Однако не всегда они доходят до читателя. Так, например, карта, которая была нарисована к серии книг славянского фэнтези «Княжеский пир», начатой Юрием Никитиным и продолженной многими авторами (среди которых — Василий Купцов, Владимир Перемолотов и Дмитрий Янковский), увидела свет только в первом издании цикла. В поздних переизданиях романов серии ни у Янковского, ни у Перемолотова, ни даже у Никитина вы этой карты не найдете.

Еще менее завидная судьба у карты к романам серии «Троецарствие». Когда цикл, изначально задуманный Юрием Никитиным как межавторский, только появлялся на свет, для него создано несколько карт, но до массового читателя ни одна из них не добралась. Может быть, это случилось потому, что делались карты хоть и со знанием истории, но энтузиастами, а не профессиональными художниками.

Видимо, из-за того же непрофессионального исполнения потерялась в анналах истории и карта к роману Сергея Лукьяненко «Фальшивые зеркала». Правда, этот труд все же был опубликован на бумаге: в 2002 году ее вместе с пояснениями напечатали в любительском журнале «F-хобби». Тираж фэнзина составил 300 экземпляров, так что этот образец фантастической картографии можно считать настоящим раритетом.

 

«Мир Фантастики» № 51, ноябрь 2007 

Не только мистификации

Далеко не всегда псевдонимы придумывают ради того, чтобы запутать читателя или скрыть за звучным именем писательский дуэт. Многие авторы совершенно не скрывают того факта, что книги у них выходят под одной фамилией, а в паспорте прописана совсем другая.

Часто «сценическое имя» берут из «эстетических» соображений — либо по своей воле, либо по рекомендации редактора. Например, когда Виктор Исьемини напечатал свою первую фантастическую книгу, издательство попросило автора взять себе псевдоним. Так на свет появился писатель Виктор Ночкин. При этом журналистские материалы — статьи, рецензии, репортажи — Виктор подписывает своей настоящей фамилией.

Харьковчанин Алексей Ена выступает в литературе под фамилией Бессонов. Житель Самары Сергей Александрович Диденко образовал псевдоним от собственных инициалов и стал Сергеем Садовым. А замечательный фантаст Святослав Логинов по паспорту — Витман.

Курьезная ситуация произошла со Владимиром Станковичем. Поговаривают, будто поначалу он хотел публиковаться под псевдонимом Владимир Васильев — но в фантастике уже был автор с таким именем. Известный фантаст так возмутился, что начинающему тогда писателю Станковичу пришлось срочно переименоваться во Владимира Лещенко. Действительно ли все так и происходило, или же это очередная фэндомская байка, сказать уже невозможно.

Иногда писатели работают под двумя фамилиями сразу — реальной и вымышленной. В таких случаях псевдоним служит своеобразным разграничителем между художественной и другой деятельностью автора, например, публицистической. Самый известный нефантастический пример — книга «Кладбищенские истории», в которой подписанные Борисом Акуниным рассказы чередуются с очерками Григория Чхартишвили. Не секрет, что Акунин — псевдоним Чхартишвили.

В фантастике можно вспомнить Андрея Шмалько и Владимира Пузия: их критические статьи выходят под настоящей фамилией, а книги — под псевдонимами Валентинов и Аренев. А редактор и составитель фантастических сборников Василий Мельник известен также как писатель Мидянин.

Впрочем, чистой воды критики тоже не обходятся без псевдонимов. Неоднократный лауреат конвентовских премий в номинации «Критика и публицистика» Дмитрий Байкалов в одном из интервью признался, что у него больше десятка псевдонимов. Да и на страницах «Мира фантастики» журналисты далеко не всегда выступают под своими настоящими именами.

 

Оскароносец

Джон УильямсКого из фантастов мы твердо знаем по имени, а то и в лицо? Писателей, режиссеров, актеров, художников. При этом люди, чьи фамилии не пишут крупными буквами на книжных обложках или киноафишах, часто делают для фантастики ничуть не меньше, чем те, кому достается вся слава.

К таким фантастам можно по праву отнести американского композитора Джона Таунера Уильямса. Далеко не всякий любитель кинематографа знает его фамилию, зато каждый моментально вспомнит созданные им темы из «Звездных войн» или «Индианы Джонса». Кроме этого, композитор-фантаст работал над музыкой к «Инопланетянину», «Парку Юрского периода», «Челюстям», «Супермену», «Гарри Поттеру», «Войне миров», «Особому мнению» — всего полторы сотни фильмов. Также на счету творца — несколько концертов, темы для телешоу и четырех Олимпиад.

В этом году Джону Уильямсу исполнилось 75 лет, однако он полон сил и продолжает писать музыку. Заслуги композитора перед кинематографом отмечены пятью «Оскарами» и множеством других наград: «Грэмми», «Золотой глобус», BAFTA. На его счету 45 номинаций на премию Американской киноакадемии — больше только у Уолта Диснея.

Интересно, что в юности Джон Уильямс работал с Генри Манчини, создавшим музыку для «Розовой пантеры» и многих других известных кинолент. Кроме того, Уильямс снялся в эпизодических ролях в нескольких сериалах, правда, не фантастических.

 

«Мир Фантастики» № 52, декабрь 2007

Замужем за фантастом

Подобно тому, как жены декабристов отправлялись вслед за мужьями в Сибирь, многие из прекрасных половин писателей-фантастов бороздят просторы страны Фантазии рука об руку со своими супругами. Фэндом представляет собой довольно сплоченное сообщество, поэтому неудивительно, что многие фантасты находят спутников жизни среди «своих». Причем тенденция прослеживается как в нашей стране, так и на Западе.

Эдмонд Гамильтон считается одним из родоначальников космической оперы, а титул «королевы» этого жанра по праву принадлежит его супруге Ли Брэкетт. Помимо множества фантастических и детективных книг, писательница создала один из вариантов сценария Пятого эпизода «Звездных войн».

Еще раньше, в тридцатые, начала торить дорожку женщинам-фантастам Кэтрин Мур — супруга Генри Каттнера. Этот фантастический дуэт оказался настолько сплоченным, что не всегда разберешься, написан тот или иной рассказ Каттнером, Мур или же «рожден в браке». К сожалению, творческий союз просуществовал меньше двадцати лет: в 1958-м Каттнер скончался.

Похожая судьба ждала Евгения и Любовь Лукиных. Они пришли в фантастику как соавторы — и оставались ими вплоть до смерти Лукиной в 1996 году. Знатоки их творчества отмечают, что сольные произведения Евгения Лукина стали совсем другими.

Фантастические союзы могут быть очень разными. Одни, как разведенные ныне Вернор и Джоан Винджи, создают книги строго по отдельности. Жена Олега Дивова состоялась в литературе как прозаик Светлана Прокопчик, а «половинка» фантаста Дмитрия Янковского Александра Сашнева завоевала премию романом «Наркоза не будет». Другие творят как соло, так и в соавторстве: в пример можно привести Роберта Асприна с Линн Эбби или Алексея Пехова с Еленой Бычковой. Третьи не мыслят творчества без «второй половинки», подобно Сергею и Марине Дяченко.

Далеко не всем в жены достаются «сестры по оружию» — но и в этом случае роль прекрасного пола в жизни фантастов сложно переоценить. Неизвестно, кто бы стал сегодня королем ужаса, если бы не Табита Кинг, которая не только спасла черновик первого романа Стивена, но и помогла ему избавиться от наркотической зависимости. Зоя Головачева выступает идейным вдохновителем книг своего мужа: разработанная ими эзотерическая картина мира нашла отражение и в романах Василия Головачева, и в книге супругов «Кто мы? Зачем мы?». А жена Юрия Никитина Лилия Шишикина стала для писателя не только литагентом и водителем, но и первым издателем: именно она возглавляла издательство «Равлик». Впрочем, куда заметнее деятельность супруги Игоря Алимова (вместе с Вячеславом Рыбаковым известен как Хольм ван Зайчик): критик Маша Звездецкая широко известна в интернетовских и фантастических кругах.

Связать свою жизнь с фантастом — судьба не менее тяжелая и не менее ответственная, чем быть женой декабриста. И не в последнюю очередь потому, что супруга для настоящего писателя — только вторая любимая женщина. Первая — всегда Литература.

 

Желязны из ростовского КЛФ

Начало девяностых в нашей стране стало золотым веком переводной фантастики. Советская цензура осталась в прошлом, а за авторскими правами еще особо не следили. Как грибы после дождя, множились серии англо-американской фантастики. Из мутной воды «дикого» книгоиздательского капитализма можно выловить немало курьезов.

В серии «Монстры вселенной» издательства «ММЛ», где печатались Гарри Гаррисон, Стивен Кинг, Фредерик Пол, — третий том проекта, «Бог света» (1992), представлял собой сборник романов Роджера Желязны, дополненный парой рассказов. Один из них, «Когда расцветают бомбы», через год был перепечатан в сборнике «Этот бессмертный» издательства «Центрполиграф».

Обычная для того времени история — если бы не одно «но». Роджер Желязны никогда не писал такого рассказа. А вот в Советском Союзе «Когда расцветают бомбы» уже печатались — в 1982 году в заводской многотиражке. Кто же заложил бомбу?

Невольным виновником мистификации стал участник ростовского КЛФ «Притяжение» Сергей Битюцкий — его именем и подписана газетная публикация. В перестроечное время один из экземпляров газеты попался на глаза составителю самиздатовских сборников фантастики, который как раз работал над переводами Желязны. Сочтя рассказ вполне желязновским по духу, составитель попросту перепечатал его из газеты. Со временем любительский сборник добрался до профессионального издателя, и тот, ничтоже сумняшеся, пустил его в тираж. Тираж, надо сказать, был еще по-советски солидным: 100 тысяч у «ММЛ», а затем еще 60 тысяч у «Центрполиграфа».

А еще через несколько лет тиражи упали, права на переводы начали покупать, а рассказ «Как расцветают бомбы» по понятным причинам перестали включать в собрания сочинений Роджера Желязны.

 

«Мир Фантастики» № 53, январь 2008

Осторожно, модерн в фантастике!

Дмитрий НагиевС выходом на экраны фильма «Скалолазка и последний из седьмой колыбели» у современной российской кинофантастики появилось еще одно мужское лицо. В один ряд с Константином Хабенским, Александром Бухаровым и Гошей Куценко встал главный злодей «Скалолазки» Дмитрий Нагиев, глядящий зеленым глазом с плакатов экранизации романа Олега Синицына.

Впрочем, это далеко не первый фантастический опыт актера и ведущего, на счету которого известные телепередачи «Осторожно, модерн!» и «Окна». В сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», поставленном по одноименному роману Михаила Булгакова, он сыграл роль Иуды. А на театральных подмостках выступил в главной роли спектакля по фантастическому роману Владимира Кунина «Кыся».

Актер не собирается останавливаться на достигнутом и планирует и дальше наведываться в страну Фантастику. Уже сейчас он снимается в фильме «Парадокс» — эдаком фанфике по мотивам известных «Чародеев». В этой музыкальной ленте от первоисточника останутся лишь идея магического института и пара младших магических сотрудников, для которых «главное, чтобы костюмчик сидел». Кроме того, Нагиев задействован в фильме «Возвращение мушкетеров», который имеет крайне малое отношение к романам Александра Дюма, однако представляет собой мистическое продолжение советского фильма. Да и вторая часть «Скалолазки» не за горами. Если так будет продолжаться и дальше, Дмитрий Нагиев вполне может стать лицом отечественной кинофантастики.

 

Отцы и дети

Макс СпилбергСтивен Спилберг начал пробовать себя в кино еще в детстве. Когда парню исполнилось двенадцать лет, его отцу подарили телекамеру — и маленький Спилберг частенько пользовался ей втайне от родителей. В четырнадцать лет на эту камеру он снял свой первый фильм по собственному сценарию. А в восемнадцать, будучи студентом кинофакультета Калифорнийского университета, Стивен дебютирует в качестве автора профессионального кино — 2,5-часовая фантастическая лента «Свет пламени» приносит режиссеру прибыль в 100 долларов.

Старший из семерых детей великого режиссера Макс Спилберг начал свою карьеру чуть позже отца. В возрасте 17 лет он выступил в маленькой роли в фильме Спилберга-старшего «Поймай меня, если сможешь» (2002). Первое же собственное кино — малобюджетный короткометражный триллер — снял пару лет спустя. На широкий экран кино, разумеется, не пошло, но будем надеяться, что в этот раз природа не расслабится на ребенке гения. Тем более что папа Стивен пророчил сыну Максу карьеру режиссера еще в 1989 году. В вышедшем тогда фильме «Назад в будущее 2» рекламные плакаты зазывали Марти Макфлая, оказавшегося в 2015 году, на фильм «Челюсти 19». Если верить этим плакатам, то режиссером девятнадцатого фильма про акулу-убийцу должен стать тридцатилетний к тому времени Макс Спилберг.

 

Кузница фантазий

Где появляются на свет иллюзии и фантазии? Сейчас об этом знает каждый. Их создают не волшебники из страны Оз и прилегающих территорий, а студии спецэффектов. Одна из главных таких студий — Industrial Light & Magic, основанная Джорджем Лукасом.

Поначалу режиссер планировал, что ILM будет заниматься исключительно спецэффектами для его космического блокбастера «Звездные войны». Однако очень быстро создатели студии поняли, что нерационально растрачивать творческие силы коллектива всего на три, пусть и наполненных визуальными эффектами, ленты. На сегодняшний день послужной список ILM включает несколько сотен фильмов, в числе которых — все серии «Гарри Поттера», «Сто один далматинец», трилогия «Терминатор», «Хроники Нарнии», «Война миров»...

Именно специалисты ILM продвинулись дальше всех на пути к созданию достоверной цифровой модели человеческого лица. Работу студии оценили не только миллионы рядовых зрителей и тысячи искушенных в высоких технологиях коллег. В 2006 году представители ILM получили из рук президента США награду за научные достижения.

 

«Мир Фантастики» № 54, февраль 2008

...А в Штатах и не знают!

Молчание поросятВ начале девяностых, когда на просторы бывшего СССР хлынули пиратские копии голливудских блокбастеров, книгоиздатели самой читающей в мире страны придумали неплохой способ подзаработать на новых кумирах. На Западе новеллизации фильмов и сериалов печатались не первый десяток лет (подробности — в рубрике «Фантастические жанры» этого «МФ»), однако там они выходили с разрешения правообладателей, с обязательными отчислениями, а иногда — и с согласованием текста. Наши «свободные капиталисты» не обременяли жизнь ничем подобным, а потому на русском языке вышло столько книг по мотивам популярных фантастических вселенных — от «Хищника» до «Терминатора», — сколько и не снилось их создателям на Западе. Справедливости ради скажем, что со временем многие из серий «легализовались». Впрочем, нас интересуют не правовые вопросы, а засветившиеся в этих «диких» новеллизациях имена.

Довольно деятельное участие в создании книг по «Чужим» принимали Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, известные как Генри Лайон Олди. Впрочем, самих новеллизаций они не писали, а лишь координировали процесс, редактировали написанное другими авторами и работали в выпускавшем книги издательстве. А самым богатым на известных авторов из циклов новеллизаций стали «Секретные материалы». Здесь отметились писатели Вячеслав Рыбаков и Александр Прозоров, Андрей Лазарчук и Андрей Столяров, Дмитрий Янковский и Елена Хаецкая, критики Сергей Бережной и Василий Владимирский. О тех же, кто предпочел скрыться за псевдонимом, мы можем только догадываться.

 

Кто больше? Продано!

Какая судьба ожидает реквизит после съемок фильмов? Одни предметы отправляются на свалку, другие бережно хранятся в студии, третьи забирают в качестве сувениров актеры, четвертые попадают в музеи... Но в последнее время запчасти от снятого кино все чаще уходят с молотка. Кому из истинных ценителей фантастики не захочется поставить дома настоящую маску Дарта Вейдера или куклу Инопланетянина из E.T.? Правда, удовольствие это не из дешевых. Так, на недавнем подобном аукционе, где были выставлены предметы реквизита фильмов «Терминатор 2: Судный день» и «Терминатор 3: Восстание машин», модель боевого дрона ушла за сотню тысяч долларов. Чуть дешевле был продан ростовой манекен нынешнего губернатора Калифорнии, задействованный в третьей части фильма. Но настоящей звездой аукциона стал скелет терминатора из «Судного дня». Он был продан за 489 тысяч долларов. Конечно, такие распродажи не окупят многомиллионный бюджет фильма, зато вполне могут сделать счастливыми взрослых (и состоятельных) детей.

 

Фантастический продакт-плейсмент

Фильм Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» познакомил массового зрителя не только с городским фэнтези Сергея Лукьяненко, но и с так называемым продакт-плейсментом. В Голливуде такая реклама, еще несколько лет назад бывшая для нас в новинку, не считается чем-то особенным. Уже создатели трэш-комедии 1988 года «Возвращение помидоров-убийц» безжалостно пародировали продакт-плейсмент. Впрочем, если ситуация с тех пор и изменилась, то не в лучшую для зрителя сторону.

Вышедший в 2002 году фильм «Особое мнение» просто-таки пестрел известными брендами, в числе которых — «Лексус» и «Кока-кола». Относительно свежая экранизация «Я, робот» (2004) удостоилась неофициального звания худшей в смысле продакт-плейсмента ленты — в частности, за то, что персонаж Уилла Смита разгуливает в ботинках фирмы Converse и особо подчеркивает это. В «Острове» Майкла Бэя (2005) зрители насчитали упоминания двух десятков реально существующих марок, причем режиссер объяснил такое изобилие тем, что хотел как можно сильнее приблизить фильм к современной действительности.

А наиболее творческий подход к продакт-плейсменту, пожалуй, нашел Дэвид Финчер в культовом «Бойцовском клубе» (1999). Представители соответствующих компаний-спонсоров наверняка не ожидали, что герои фильма будут взламывать магазин Apple и разбивать фары новенького «Фольксвагена». Вот такой продакт-плейсмент наверняка пришелся зрителю по душе.

 

«Мир Фантастики» № 55, март 2008

Угроза для Кларка Кента

криптонитВесной 2007 года сербские ученые обнаружили новый минерал — гидроксид силикат бора лития натрия. В честь реки Ядар, не далеко от которой было сделано открытие, вещество назвали ядаритом. Скорее всего, ученые еще не знали, что минерал с такой же формулой уже известен фантастике: если верить фильму «Возвращение Супермена», под маской безобидного ядарита скрывается криптонит. На табличке, сопровождающей выставочный образец этого вещества в музее Метрополиса, указан именно такой химический состав. Случайное совпадение настолько понравилось журналистам, что популярный журнал Time даже назвал открытие ядарита одним из самых значительных научных достижений года. Ну и мало кто удержался от упоминания о том, что эффект, производимый минералом на спасителей мира в трико, пока остается загадкой.

Кстати, вполне может быть, что вымышленный криптонит попросту в вел ученых Метрополиса в заблуждение относительно своей природы. В первом сезоне сериала «Лоис и Кларк» недвусмысленно указано, что криптонит — не соединение, а элемент, включенный в периодическую систему Менделеева под атомным номером 126. Попытки синтезировать этот элемент в нашей реальности впервые были предприняты еще в 1971 году, но так и не завершились успехом. Кто знает, может быть, в обозримом будущем мы все-таки получим действенное средство против супергероев.

 

Японский десант

Звездный десантКлассический роман Роберта Хайнлайна «Звездный десант» обласкан вниманием кинематографистов — два полнометражных фильма и третий в работе, 36-серийное телешоу Starship Troopers Chronicles. Кроме того, на основе книги-первоисточника и этих экранизаций выпущены компьютерная и несколько настольных игр. Впрочем, все эти воплощения популярной вселенной не могут похвастаться строгим соответствием хайнлайновской задумке. А вот шестисерийное аниме Uchu no Senshi, выпущенное студией Sunrise на трех видеокассетах в конце 1988 года — может. По крайней мере, так утверждают немногие видевшие сериал: нигде за пределами Японии он не выходил и по-прежнему остается загадкой для американских и европейских любителей фантастики.

 

Тайная жизнь мистера Спока

Леонард НимойЛеонард Нимой, исполнивший в классическом телесериале «Звездный путь» роль одного из ключевых персонажей, полувулканца мистера Спока, не только снимается в кино, но и поет. В шестидесятых-семидесятых годах он записал целых пять альбомов, а также давал концерты, причем и те, и другие пользовались завидной популярностью. Разумеется, львиную долю поклонников Нимоя-певца составляли фан аты «Звездного пути». Но был и другой фэндом, которому угодило музыкальное творчество мистера Спока, — толкинисты. Дело в том, что одной из исполненных Нимоем песен была «Баллада о Бильбо Бэггинсе», шутливый пересказ «Хоббита». Впечатленные этой записю, а также неоднократными признаниями актера в его любви к книгам Дж. Р. Р. Толкина, американские любители фэнтези и фантастики некоторое время всерьез обсуждали возможную экранизацию «Властелина колец», роль Арагорна в которой досталась бы Леонарду Нимою. Писали даже коллективные обращения, однако фильма тогда, как известно, не вышло. Зато «Баллада о Бильбо Бэггинсе» наверстала свое в новом тысячелетии: ее регулярно передавали радиостанции, пока весь мир сходил с ума по кинотрилогии Питера Джексона.

 
2009 © Алексей Гравицкий
top.mail.ruРейтинг@Mail.ru