Алексей Гравицкий

И еще немного об Амбере...

Рецензия Алексея Гравицкого на книги Джона Грегори Бетанкура «Заря Амбера», «Правь Амбером!», «Хаос и Амбер»

Заря АмбераХаос и АмберПравь Амбером!

Честно говоря, к фанфикам в любом виде я всегда относился не то чтобы скептически, а с какой-то брезгливой жалостью. Автор, фантазии которого хватает только на то, чтобы дописать чужой мир и поиграть с чужими персонажами, симпатии не вызывает. «Зарю Амбера» я взял в руки только потому, что на обложке одним из авторов значился Роджер Желязны. Аннотация рассказала о том, как Джон Грегори Бетанкур, собрат по перу и друг американского мастера, после смерти Желязны с разрешения вдовы покопался в его черновиках и доработал то, что сам Роджер написать не успел.

Продолжая тему «Хроник Амбера», Бетанкур обращается к другим героям. Все три романа повествуют о тех днях, когда не существовало ни Амбера, ни принцев, а загадочный глава королевского семейства Оберон был юн и понимал в строении мироздания не больше, чем маленький мальчик из отдаленной тени. По сути, вся трилогия — это история о том, как возникли Замок и Лабиринт; кто такой безумный Дворкин и действительно ли Оберон — его сын от Единорога; как давно существуют карты и почему Хаос враждует с Амбером.

Бетанкуру удается более или менее убедительно ответить на эти и многие другие вопросы, наверняка мучившие поклонников Амбера при чтении оригинальных «Хроник». Автор довольно складно копирует стиль мастера. Романы динамичны, сюжет развивается стремительно, а потому книжки читаются запоем, на одном дыхании. Огрехи всплывают позднее, когда перелистываешь последние страницы и начинаешь думать над прочитанным.

Только тогда отмечаешь, что Бетанкуру не хватает желязновской глубины. Если у Желязны текст многоуровневый, интрига имеет массу подтекстов, намеков и недомолвок, то у Бетанкура все проще. Хитро закручивая сюжетный узел, он не утруждает ни себя, ни читателя кропотливым распутыванием, а просто разрубает его, — но тут же затягивает новый. Именно на таких вовремя завязанных узелках и симпатично выписанных персонажах и держится трилогия.

Самые сильные книги цикла — первая и третья. Второй роман, «Хаос и Амбер», служит скорее мостиком между ними. Но даже финальный «Правь Амбером!» оставляет немало белых пятен. Будем надеяться, что российские издатели не затянут с продолжением трилогии. Основания для опасений есть: выход цикла на русском растянулся почти на три года (с 2004 по 2006), несмотря на то, что все три книги к 2004 уже были написаны. Зато в этом году все три книги вышли в новой серии, и это стало приятным подарком всем любителям творчества Желязны. А тем, кто еще не сталкивался с «Хрониками Амбера», я бы советовал начать именно с книг Бетанкура.

Итог: удачное развитие любимого цикла. С одной стороны, романы приятно и интересно читать, с другой — на их фоне в очередной раз понимаешь, насколько гениален и неповторим Желязны.

 

Это интересно

По черновикам Желязны написан только первый роман бетанкуровского цикла, остальные части автор создавал самостоятельно. В прошлом году Бетанкур закончил уже четвертую книгу об Амбере — «Тени Амбера», а сейчас работает над пятой, «Меч Хаоса».

 

Цитаты

«— Спасибо за заботу, Эйбер, — холодно произнесла у меня из-за спины Блейзе.

Эйбер удивленно поднял взгляд.

— Я думал, ты умерла, — сказал он Блейзе.

— Извини, что разочаровала тебя.»

 

«— Кто ты? — спросил  я.

— Я — Оберон, — ответил он.

— Сомневаюсь! Хоть ты и заполучил мое лицо, но ты — не я

Он вскинул меч.

— Нет, ты. Я буду тобой.»

 

«— Папа! — воскликнул я, отступая. Он что, совсем свихнулся? Или он меня не узнает? — Это же я, Оберон, твой сын! Папа!

Он испустил вопль и снова сделал выпад. К счастью, ему едва хватало сил удержать меч.»

2009 © Алексей Гравицкий
top.mail.ruРейтинг@Mail.ru