Алексей Гравицкий

Интервью для клуба любителей фантастики «Mirrorshades»

Автор: Антон Поборцев

Алексей Гравицкий родился в 1978 году. По образованию педагог, психолог. Первая печатная публикация — рассказом «Карлсоны» напечатанный в газете «Фантаст» в 2001 году. С тех пор из-под его пера вышли сборник рассказов «Отдать душу», романы «Мама», «Земля-Паладос-Земля», «В зоне тумана», «Живое и мертвое». Книга по психологии «Основы деловой этики».

Редактор альманаха фантастики «Безымянная звезда» и интернет-портала «Творческая Мастерская». Член Союза Литераторов РФ.

Писал сценарии для анимационных проектов, телепередач, документальных фильмов. В качестве сценариста участвовал в проектах: «Рублевка Live», «Сталин Live», «ГипоТеза», «Перо и шпага Валентина Пикуля», «Волчья стая», «Эдуард Хиль. Сто хитов короля эстрады».

Подробнее узнать о творчестве Алексея Гравицкого можно на его официальном сайте.

Антон Поборцев: Алексей, расскажите о себе. Как вы стали писателем?

Алексей Гравицкий: Писателем это громко сказано. Я все же предпочитаю слово литератор. То есть человек, зарабатывающий литературным трудом. Кто из пишущих сегодня — писатель время покажет.

Писать пробовал с тех пор, как научился ручку держать. То есть уже в начальной школе сочинялись какие-то стишки. Ничего серьезного. Просто мне нравилось пробовать сочинять что-то. Стишки, рассказики. Потом, уже в институте пришла идея на большую вещь. Роман этот написан, но не опубликован. И публиковать его в том виде, в котором он существует я не стану, переписывать половину надо. Но тогда мне показалось, что идея оригинальна, что никто кроме меня такого не писал и не напишет. Это и подвигло дописать роман до конца. Что с ним делать дальше, я тогда не думал. Пока писал большую вещь, параллельно рождались рассказики. Один показал знакомым, понравилось. Показал незнакомым, тоже не вызвало особых нареканий. Ну и пошло-поехало. Первый рассказ на бумаге опубликовал в 2001. В 2004 вышел сборник. Примерно тогда же стал пробовать себя в кино. В 2005 бросил последнюю свою постоянную работу и сел дома стучать по клавишам. Так и живу.

АП: Вы очень разноплановый автор. В вашем творчестве уживаются статьи, рассказы, сценарии, сольный роман и роман из межавторской серии. Вам интереснее пробовать себя во всех направлениях, или это необходимость, продиктованная рынком? Что вам больше нравится писать?

АГ: Статьи у меня, честно скажу, выходят паршивые. Так что публицистика моя это работа по просьбе знакомых редакторов. А вообще скажу так: все продиктовано интересом, но интерес бывает разный. Финансовая сторона вопроса тоже должна быть интересна, иначе чем семью кормить. Но если мне не интересна тема, я не возьмусь работать по ней даже за очень хорошие деньги. И если мне интересна тема и есть время, я буду писать без мыслей о гонораре, пусть даже в стол. Говорю без лукавства, были прецеденты.

Что нравится писать... Нравится писать человеческие характеры и их ломку. Нравится писать так, чтобы у читателя включался мыслительный процесс. Пусть даже читатель потом скажет: «автор дурак, ничего не понимает и на самом деле...» на самом деле если есть такой анализ, то читатель уже думает, значит цель достигнута. А то, что он думает не на одной волне с автором это уже второй вопрос.

АП: Недавно в серии S.T.A.L.K.E.R. вышел ваш роман «В зоне тумана». Готовится к выходу вторая книга. Чем отличается работа над произведением, когда костяк мира книги уже создан другими людьми?

АГ: Да ничем. Серия S.T.A.L.K.E.R. имеет совсем не жесткие рамки. Действие происходит в Зоне? Ну и что? С тем же успехом оно может происходить на Марсе или в каком-нибудь Средиземье. Люди-то везде люди. Серия задает лишь антураж, декорации. В этих декорациях крутятся герои созданные автором и ситуации созданные автором. И мысль, идея в конечном итоге авторская. Так что эти «рамки серии» не такие страшные. Более того, они облегчают работу над декорацией. Как вы верно подметили, декорация-то уже создана другими людьми, ее придумывать не надо.

АП: Кино и книги обладают разными средствами и приемами воздействия. Насколько серьезно это влияет на работу над сценарием?

АГ: Сценарии и литература еще и пишутся очень по-разному. Так что на работу это очень сильно влияет. Литература получается суше, жестче. А если долго не возвращаться к кино, то в сценарии потом начинает переть литературщина, лишние детали и эпитеты, лишние слова и витиеватость в диалогах, за что редактора по головке не погладят.

Так что совмещать литературу и кино трудно. Очень по-разному пишется.

АП: Сейчас многие проекты сочетают литературу, кино и компьютерные игры. Как вы относитесь к этому процессу? Нет желания попробовать себя в новеллизации компьютерной игры или кинокартины?

АГ: Ну в новеллизации компьютерной игры я уже участвовал. Серия S.T.A.L.K.E.R. — это именно новеллизация компьютерной игры. В серии вышел один мой роман. Сейчас готовится второй. В новеллизации кино видимо придется поучаствовать в ближайшем будущем. Но пока не хочу говорить об этом. Рано.

К проектам подобного плана отношусь не плохо. Тот же S.T.A.L.K.E.R. охватывает огромную молодежную аудиторию и люди, которые вообще не читали книжек в своей жизни, начинают читать. Что в этом плохого? Я четко знаю, что с моего романа в серии S.T.A.L.K.E.R. начали проявлять интерес к литературе как минимум пять человек. Это по знакомым. А сколько таких незнакомых читателей при тираже за 100 000 экземпляров? Так чего грустить? Радоваться надо.

АП: С чего вы начинаете работу над произведением? Что для вас первично сюжет, герои, идея?

АГ: По-разному бывает. Придет идея, буду крутить ее в голове, родится сюжет — начну с сюжета. Первый роман для серии S.T.A.L.K.E.R. начался с героя. Он был придуман за год до того, как мне предложили писать для S.T.A.L.K.E.R. и чего с ним делать я еще не очень хорошо понимал, но характер был продуман до мелочей.

Одно могу сказать точно: прежде чем герои, сюжет и идея не улягутся в голове, садиться записывать не стоит. Импровизация хороша в деталях, в главном импровизировать нельзя.

АП: Для кого вы пишете? Подстраиваете ли вы свои произведения под уровень читателя или стараетесь изменить аудиторию?

АГ: Конечно хотелось бы сделать мир лучше и чище, но замахиваться на изменение читательской аудитории это чересчур. Подстраиваться... Да нет, вроде не подстраиваюсь. Пишу, как пишется. Представлять кто будет читать мои книги конечно хорошо, но лучше этого не делать.

Вот после романа в S.T.A.L.K.E.R. вышла у меня в соавторстве с Михаилом Костиным фэнтезийная книга «Живое и мертвое». Издатель хотел зацепить аудиторию серии S.T.A.L.K.E.R. А она не зацепилась. По знакомым читателям могу сказать, что сталкерский роман захватил большей частью мальчиков до 20 лет, а «Живое и мертвое» большей частью нравится девочкам от 25. Ну и как тут подстраиваться под аудиторию?

Так что пишу так, как нравится мне и стараюсь сделать так, чтобы было интересно не только мне. Надеюсь получается.

АП: В чем, по вашему мнению, заключается роль литературы в современном мире?

АГ: Литература все больше переходит в разряд развлекаловки. Это во многом западный подход. Русская литература всегда чему-то учила, или воспитывала. Я не призываю читать и писать морализаторскую нудятину, но хотелось бы, чтобы книга не стала развлекательной пустышкой. Это не просто сборник анекдотов или кулинарных рецептов. В книге должна быть глубина. Тогда кто-то прочтет ее как развлекательное чтиво, а кто-то нырнет глубже.

АП: Вы ведете активную сетевую жизнь. Что вам, как писателю, дает интернет? Это помощь или помеха?

АГ: Это отвлекает. Так что стараюсь вести эту активную жизнь не так активно. Но я участвовал в создании нескольких глобальных интернет проектов, так что бросить их теперь уже не могу. Это было бы не честно.

АП: Вы сотрудничаете с платными электронными библиотеками? Что думаете о цифровом формате книг и периодики?

АГ: Нет, не сотрудничаю. Денег они не приносят, так какой смысл с ними сотрудничать.

Мелкую прозу выложил у себя на сайте. Крупную фрагментами положил там же для ознакомления. Кто захочет почитать, тот найдет.

Страха перед электронными библиотеками, хоть официальными, хоть пиратскими не испытываю, но не считаю, что эта халява хороша. Уже появляются авторы и хорошие авторы, которые уходят из профессии благодаря тому, что их книги тырят и кладут в интернет.

АП: Часто читаете художественную прозу? Какие книги предпочитаете?

АГ: Постоянно. Постоянно читаю, постоянно смотрю кино. Это часть профессии. Предпочитаю качественные книги и фильмы. Не в плане спецэффектов или картинки на обложке, а в плане литературы под обложкой и кино за спецэффектами.

Но смотрю и читаю все подряд. Плохие книги тоже читать полезно, чтобы понимать как писать не надо.

АП: И напоследок, что-нибудь посоветуете тем, кто только решил вступить на путь писателя?

АГ: Остановитесь и подумайте: а оно вам надо? Если не боитесь годами работать в стол, работать в ущерб сну и личной жизни, работать каждый день при любой возможности, если не пугают ссоры с близкими, которые будут называть вашу работу ничего не значащим словом «хобби» и удивляться почему вы садитесь за компьютер вместо того чтобы помыть посуду, побыть с семьей, или попьянствовать с друзьями, то все что я вам могу сказать — дерзайте. Работайте и держитесь. Будет трудно. Халявы не будет.

10 апреля 2010 года

2010 © Алексей Гравицкий
top.mail.ruРейтинг@Mail.ru