Алексей Гравицкий

В зоне полуночи...

Автор: Юрий Бесараб

04 августа 2009 00:00

 

С Алексеем Гравицким мы договорились об интервью на понедельник. Решено было, что оно пройдет по ICQ — так всегда можно задать уточняющий вопрос и сделать общение более «живым». Но, зайдя в «аську» для проверки связи вечером в пятницу, общение переросло в то самое интервью до самого утра. Результаты нашего с Алексеем общения читайте ниже.

 

Юрий Бесараб. Алексей, Вы здесь? Это Юрий Бесараб с www.litstalker.ru

Алексей Гравицкий. Здесь.

 

Ю.Б. Проверка связи :)

А.Г. Во. Есть контакт :)

 

Ю.Б. Приятно познакомиться :)

А.Г. Взаимно. Вобще, если Вы не против, может, на «ты»?

 

Ю.Б. Как оно, держать новую книгу в печатном варианте?

А.Г. Книгу держать всегда приятно. Но когда она выходит, обычно усталого удовлетворения больше, чем радости :)

 

Ю.Б. Взаимно. Вообще, если Вы не против, может, на «ты»?

Можем :)

А.Г. Спасибо :) А то как-то после семи лет работы с детьми, от «вы» в мою сторону хочется по струнке вытянуться :)

 

Ю.Б. Школа?

А.Г. И школа, и детский сад, и дополнительное образование. Я по специальности много покрутиться успел.

 

Ю.Б. А какое у тебя образование и нравилось ли работать по специальности?

А.Г. У меня их полтора получилось. Общей психолого-педагогической направленности.

По специальности работал с удовольствием.

Сначала детский парк (что-то типа дома пионеров). Изостудия для дошкольников, математика элементарная для них же. Психология во всех направлениях. Потом частный детский сад, воспитатель-психолог. Потом частная школа, наставник-психолог. Потом надоело.

Во-первых, к детям жутко привязываешься. Во-вторых, платят плохо.

 

Ю.Б. А тяжело быть детским психологом? В сравнении с вообще и с психологом взрослым в частности?

А.Г. Как тебе сказать... Со взрослыми я тоже работал. С детьми... Самая большая проблема детей — это, как правило их родители. С этим бывает трудно. Когда перед тобой сидит мама-папа-бабушка, смотрит в глаза и выпрашивает, чтобы ты им сказал, что с ребенком все в порядке. А с ребенком все довольно паршиво.

Вот это бывает тяжело. Еще тяжело с ревностью. И жутко тяжело с родителями, которым вместо ребенка нужно было йоркширского терьера завести.

 

Ю.Б. Самому после такой психологии помощь психолога или психиатра не требовалась?

А.Г. Не. Нервы у меня крепкие :)

 

Ю.Б. А как пришел к тому, что начал писать? Это началось до увлечения профессией или записки психолога переросли в нечто более художественное по форме?

А.Г. Да я писать и рисовать пробовал с детства. Пробовал, выбрасывал, снова пробовал. Потом как-то году в 98-ом, кажется, накалякал рассказик, который показалось не стыдно показать кому-то. Показал. Разноса не последовало. С тех пор понемногу и осмелел :) Не фантастический рассказик, кстати. Его сейчас только взяли в сборник. Должны напечатать двенадцать лет спустя :)

 

Ю.Б. Ну, это стандартная ситуация. Сначала писатель пишет «в стол», потом у него издатели с руками отрывают даже записки на манжетах :) Помог ли опыт по специальности каким-то образом в освоении новой профессии? Возможно, как опытный психолог, ты используешь в своих работах какие-то профсекреты, вроде 25-го кадра в кино?

А.Г. 25-ый кадр, муза и прочие секреты мастерства — байки для совращения наивных девочек :) Главный профсекрет — работать.

А профессия конечно что-то дает и как-то отражается. Не только профессия психолога, но и любая другая. Я их, кстати, много перепробовал. Вообще, чем насыщеннее жизнь, тем полезнее для творчества.

 

Ю.Б. Ну, а как прошлый опыт сказывается на писательстве? Можно пример?

А.Г. Пример... Писать сталкера, стреляющего из калаша, можно, погоняв виртуального сталкера с АК. Или подержав в руках настоящий АК. Написать, конечно, можно и так и так, но когда пощупал что-то, ощутил на свой шкуре, пишется лучше, чем когда пытаешься строчить понаслышке.

А если глобально... Бывает из жизни в тексты какие-то сцены или люди перетекают практически полностью. Кстати, как правило, взятое из жизни принимают за бредовую придумку.

Бывает и наоборот. Напишешь что-то, а это странным образом перетекает в реальность. Пару раз на такие ситуации нарывался.

 

Ю.Б. В книге много взято из реальности? Персонажи, ситуации, психологические портреты?

А.Г. В «В зоне тумана»? Нет, не много. Хотя у двух персонажей есть реальные прототипы. И воспоминания главного героя о жизни в нормальном мире местами не с потолка взяты.

 

Ю.Б. А сколько у героев от автора? Есть ведь несколько вариантов написания — когда автор абстрагируется от своих персонажей, и когда каждый из них чем-то похож на своего создателя. У тебя какая методика?

А.Г. Частица автора есть в каждой его строчке. Куда от этого деваться? :))

Насколько они похожи на меня? Наверное в каждом герое есть что-то от автора. Но глобально я с себя персонажей никогда не пишу. Один раз попробовал. Долго мурыжился с получившимся товарищем и не понимал чего с ним не так. Потом разделил его на два персонажа и все встало на свои места. Эдакая локальная шизофрения. Больше писать героев с себя не пытался, да и не нужно это. Кому охота читать книжку про автора? А если у автора 40 книжек и все про него? Это ж застрелиться можно.

 

Ю.Б. Немного отвлекусь от сталкерского цикла. У тебя ведь не так много своих книг пока. Я в поисках информации наткнулся на упоминание о книге «Мама», удостоенной премии «Серебряная стрела». Расскажи об этом романе — какой жанр, о чем, как далась тебе эта первая крупная работа? Или насчет первой я неправ?

А.Г. Книжек, вышедших под моей фамилией, четыре. Сталкерский роман — пятая. До конца года должны, вроде, еще две выйти.

«Мама» не первая книга, но первый опубликованный роман. Опубликованный, а не написанный, потому как в столе-то много чего лежит. И того, что мне кажется интересным, и того, по чему помойка рыдает. О чем сама книжка? О недалеком будущем. Издательская аннотация говорит, что книга об анархии. На самом деле анархии там нет. Есть беспредел. Я думаю, что книжка все-таки о людях, о чем в предисловии и написал. Кстати, книга удостоилась не только премии, но и массы отзывов. И разгромных ничуть не меньше, чем положительных :)

 

Ю.Б. Получение премии — хороший и приятный стимул для писателя. После «Серебряной стрелы» стало проще или наоборот — ответственность после успеха давила и поднимала планку качества?

А.Г. Ты знаешь, премии — это, конечно, лестно и приятно. Но не думаю, что стоит на этом шкалиться. Успеха особого нет, славы тоже нет. Результаты работы весьма скромные. Проще не стало. Давить... да тоже, наверное, не давит. Один мой друг, сценарист, как-то сказал: «Ты себе пока только до щиколотки дорос». Очень надеюсь, что он был прав. И очень надеюсь, что хватит сил расти дальше.

 

Ю.Б. Как сам считаешь, какая работа на сегодня у тебя лучшая? Я не спрашиваю насчет «Основ деловой этики» — тема касается только художественной литературы. Какое место в рейтинге работ занимает «В зоне тумана»?

А.Г. Знаешь любимую писательскую отмазку? «Лучшая (худшая) книга еще не написана» :) А если честно — не знаю. Они все разные. Я стараюсь рейтинги не выстраивать и отдаваться на откуп читателю. В конечном итоге не для себя же я пишу.

 

Ю.Б. Понятно, что лучшая не написана. Потому и уточнял — из написанных какая?

А.Г. Был у меня рассказик «Мой добрый маг», попал он в школьный учебник. Наверное, это пик признания, и текст можно действительно признать удавшимся.

 

Ю.Б. С каким настроением писалась «В зоне тумана»? Как коммерческий заказ от издателя или это была работа «под впечатлением от»? Предварительно знакомился ли ты с другими книгами цикла?

А.Г. Ни то, ни другое. Зашибанием бабла это не было. Но если скажу, что я поиграл в игру и меня вштырило настолько, что я побежал фанфики строчить, тоже совру. В игру поиграл с великим удовольствием, а это после двух лет работы в мультимедийном саппорте 1С, говорит о многом. Игрушка выше всяких похвал. Потом предложили написать в серию. Мне это показалось интересным во всех отношениях. Прежде, чем сесть писать, переиграл игру от начала до конца. Отсмотрел кучу документалистики по Чернобылю, просмотрел все материалы по игре. Короче говоря, просмотрел все, до чего смог дотянуться. Так что впечатлений было изрядно.

Книги серии тоже почитал. Не все, только шесть. Потом бросил — решил, что читать дальше буду потом. Нисколько не хочу обидеть кого-то из авторов, но то, что прочитал, показалось слишком противоречивым. Это не плохо. Это нормально, у каждого своя Зона. Но для того, чтобы не скатиться в подражание и не устроить винегрет сперва себе в голове, потом читателям на бумаге, думаю, лучше не читать все, что написано. Несколько книг для понимания серии и ее законов — достаточно. Мне так кажется. Хотя на полке лежат еще книги и авторы серии. Купленные, но не прочитанные. И я не собираюсь обходить их вниманием.

 

Ю.Б. Кто те двое героев, чьи прототипы списаны из реальности?

А.Г. Проходной персонаж Снейк. И один из основных героев Мунлайт. В реале оба прототипа большие любители погонять в S.T.A.L.K.E.R. :)

 

Ю.Б. Сюжет книги, поданный в аннотации, мягко говоря, банальный — доверчивые сталкеры, нанявшиеся к первому встречному проводниками, путешествие к Монолиту... Что скажешь в защиту своей истории? Чем новым она порадует читателей?

А.Г. Аннотация — это только затравка. Если в аннотации написано «идут», это не значит, что они всю книжку туда прорываются и в конечном итоге загадывают желания, получив себе во исполнение их обрушившийся потолок на голову. Они ведь туда могут и вовсе не дойти. Цели могут меняться.

Потом, приключенческая литература — это всегда приключения тела и приключения духа. Это литература о людях, о том, как они меняются под давлением обстоятельств, на что они способны или не способны в критической ситуации, а не просто описание похода из точки А в точку В.

Это если вообще. А если в частности, то говорить про свои тексты глупо и не нужно. Роман написан, опубликован. Его можно прочитать. Хорош он или плох, банален или актуален — судить читателю, а не автору. Я могу сколько угодно сейчас заниматься самобичеванием или топорщить щеки, раздуваясь от гордости, а мерило-то всему не мое самомнение, а мнение людей, которые возьмут книжку, прочитают и сделают выводы. И о тексте, и об авторе.

 

Ю.Б. Как долго писалась книга? Какие проблемы возникали по ходу? Ты заранее знал, как и чем все закончится, или придумывал приключения своих героев по ходу написания?

А.Г. Сначала была придумана история. Расписан синопсис. Потом половина его была переделана. История улеглась. Потом сел писать. История обросла подробностями, какие-то подробности изменили немного изначальные задумки. Но немного. Основной сюжетный костяк был придуман сразу и не менялся. Импровизация хороша в нюансах. Скелет должен сформироваться раньше, чем садишься записывать. Насчет быстро-долго... Это все очень растяжимо. Роман записывается, то есть переносится на бумагу, не так долго. А писаться он может много лет. Какие-то сюжеты, герои, истории постоянно крутятся в голове прежде чем оформиться во что-то.

«В зоне тумана» писался не так чтобы годами. Персонаж, ставший главным героем, и пара идеек придумались года полтора назад. Правда, тогда не знал еще, что с ними делать.

 

Ю.Б. Что дальше? Какие следующие шаги в направлении Зоны предпримет Алексей Гравицкий?

А.Г. В направлении Зоны я очень хочу почитать Калугина, Зорича, Степанова и второй роман Орехова :)

А если ты про продолжение романа... Будет оно или нет, пока не знаю. Хотя сюжет есть, и некоторые наброски имеются.

 

Ю.Б. А от чего это зависит? От издательства, вмешательства Богов, наличия Музы, денег в кармане, места на винчестере? :) И что это все-таки будет — зона тумана поползет дальше или же появится что-то новое в маленьком мире  S. T.A.L.K.E.R.?

А.Г. Думаю, судьба любой книжки зависит от издателя, читателя и автора. Других составляющих тут нет. Если продолжение будет, то оно будет кардинально другим. По сюжету, по героям, по глобальности. С «Зоной тумана» оно будет перекликаться очень немного. Два второстепенных персонажа «Зоны тумана» станут главными героями новой книги. Главные герои «Зоны тумана» и их дальнейшая судьба будут помянуты вскользь между делом. Говорю «будут», на самом деле будет все это или нет — вилами по воде писано. Давай вспомним, что в серии уже были накладки и нестыковки, и не будем загадывать наперед. Если продолжение реально будет, обещаю — от меня ты узнаешь об этом первым :)

 

Ю.Б. Ловлю на слове!

А.Г. Договорились :)

 

Ю.Б. И напоследок еще пару вопросов для наших молодых авторов.

А.Г. Валяй!

 

Ю.Б. Не секрет, что многие пытаются начать свою писательскую карьеру со сталкерских конкурсов. Кто рассказ напишет, кто замахнется на повесть или даже роман. При этом, большинство пишущих — совсем еще юные особы. Как ты считаешь, можно написать «взрослую» книгу в 13-16 лет?

А.Г. Гении случаются. Моцарт начал проявлять музыкальные таланты в три года, кажется. В 12 уже вовсю писал музыку и бесподобно играл. Но гении случаются редко. И о том, и о другом надо помнить. И любой гений — это не только дар, но и труд. Каторжный труд.

Валентин Пикуль написал роман «Крейсера» за сорок дней. Толстенный исторический роман. Но он за эти сорок дней отрывался от работы только на сон и еду. Работал сутками напролет. И это не считая многих лет, ушедших на сбор материалов.

Потом, я думаю, что в 13-16 лет с человеком может случиться нечто такое, что даст ему материал на серьезную книгу. Но это должно быть очень сильное переживание. И вряд ли этого переживания и жизненного опыта хватит на несколько книг.

Один двенадцатилетний мальчик написал рассказ. Три странички. Он был немного корявым, но написан был от души, цеплял. Я честно сказал мальчику, что рассказ смело можно напечатать (я тогда альманах издавал). Мальчик обрадовался. И вскоре притащил мне три десятка листов, написанных под впечатлением от «Хроник Нарнии». Посылать мальчика с этим ворохом графомании было очень обидно, но... Весь его опыт и переживания уложились в три страницы достойного «взрослого» текста. Так что я никого не оправдываю и не обнадеживаю. Если говорить о себе, то я все, что писал до 20 лет, отправил без сожаления в помойное ведро. И сейчас у меня масса текстов, которые неплохо бы прикончить.

Насчет начать писательскую карьеру с фанфика. В нашей современной отечественной фантастике есть писатели, которые успешно это сделали. Заметные писатели. Так что, в принципе, это реально. Насколько это хорошо для автора... не знаю, не уверен.

 

Ю.Б. А какие личные качества, кроме трудолюбия, ты считаешь важными для писателя?

А.Г. Умение критично взглянуть на плоды своих трудов. Умение вычеркивать. И побольше читать.

 

Ю.Б. Ты являешься редактором альманаха и литературного портала. Помогло ли тебе знание обратной от писательской стороны деятельности лучше понять — как и что надо писать, чтобы тебя напечатали?

А.Г. Ты знаешь, писательство имеет много разных сторон. И не обязательно быть редактором, чтобы эти другие стороны разглядеть. Более того, есть масса нюансов, которые неплохо бы изучить, если ты сел писать и пишешь не в стол, а для кого-то.

Как правильно писать, чтобы быть успешным — не знает никто. Голдинг таскал своего «Повелителя мух» по десяткам издательств, прежде чем роман, признанный теперь классикой, опубликовали. Самый богатый писатель-фантаст Джоанна Роулинг была послана со своим первым Гарри Поттером в нескольких издательствах и опубликовала его впервые за очень скромный гонорар. Кто мог предположить, что мальчика-мага ждет такой успех?

А что написать, чтобы напечатали и продали... Ну образно говоря, садишься и пишешь себе книжку «Петя Готтер и плащ вампира». Только надо ли это писать?

 

Ю.Б. Я немного не о том спрашивал. Вот мне приходится по «S.T.A.L.K.E.R.»-у очень много читать. И везде одно и то же — куча ошибок, смешные детские представления о том, как ведут себя крутые взрослые мужики в местах, где жизнь ничего не стОит, очередные походы Меченого и компании (ну, или Хемуля, Химика, Болотного Доктора и т.п.), сплошные цитаты из игры и уже написанных книг, и непонимание, когда кто-то за эти рамки выходит... Тебе, как редактору, такое известно в более широком смысле, поскольку рассказы и повести самые разноплановые приходят. Но есть какие-то ошибки, которые допускаешь сам, пока не сталкиваешься на чужом примере с нею в надцатый раз. И тогда понимаешь — вот так делать нельзя, это моветон, что ли... Что это графоманство — такое никто, кроме самых ущербных издательств, не напечатает, и никто не прочтет.

А.Г. Ты знаешь, есть куча тематической литературы, учебников, статей, которая помогает эти ошибки избегать. Но для того, чтобы ее воспринять, нужно уметь критично смотреть на свой текст и адекватно воспринимать советы. Не как истину в последней инстанции, но и не как нудеж взрослых.

Если юный автор талантлив и достаточно трезво смотрит на свое творчество, у него хватит на это мозгов. Если нет, то он будет много лет пыхтеть, прежде чем дойдет до этого своими мозгами. Будет набивать шишки. Большая часть этих молодых талантов побросает все к чертовой матери и займется более пригодным для себя делом. До конца дотянут только самые упорные. Которые будут выслушивать нелицеприятные вещи о своих текстах, злиться на критиков, обижаться, но при этом найдут силы не бросить. Не потому что им это нужно, а потому что по-другому для них нельзя. Вот у этих что-то получится. Еще пачка авторов отсыпется, поймав первую публикацию. Еще пачка авторов отсыпется, выпустив первую книжку. До того, чтобы писать и писать постоянно, дойдут не многие. До того, чтобы этим жить — единицы. Потому что это все не так просто, как кажется. И периодически хочется бросить все и пойти в дворники.

Если автор хочет чего-то добиться, ему придется изживать в себе эту графоманию. Если он считает себя офигенным гением, потому что другу Петьке и папе с мамой понравилось то, что он написал — ничего у него не выйдет.

Я старался учиться на чужих ошибках. Хотя, честно скажу, какие-то вещи все равно приходится набивать самому, хоть ты тресни — со всеми нравоучениями стороннего дяди ты не согласишься. Даже если этот дядя миллион раз прав. Особенно в 16 лет.

 

Ю.Б. В спорте свой путь на Олимп начинают с простого и легкого, постепенно увеличивая нагрузку, годами совершенствуя технику и нарабатывая свой стиль, улучшая физические качества. Здесь же неокрепшие организмы превращаются в радиоактивное мясо :), пытаясь сразу взять на грудь олимпийские веса, начиная с романов и повестей. Что бы ты посоветовал начинающим авторам? Сразу браться за большие произведения или же начинать с чего-то попроще?

А.Г. Написать рассказ порой бывает труднее, чем роман. Хотя на небольшом объеме руку набивать, наверное, проще. Я сам начинал с рассказов. Сейчас есть масса периодических изданий, которые их берут. Кроме того, есть масса литературных конкурсов, которые дают хорошее испытание на выносливость. Похвалят там вряд ли, но если награфоманил, тебе об этом расскажут в таких выражениях, что крепко задумаешься — стоит ли продолжать? Не скажу, что конкурсы — однозначное благо, но попробовать можно.

В любом случае, я бы советовал авторам начинать не с переписывания сюжета любимой игры или фильма, а чего-то самостоятельного. Играйте на своей территории. Когда увидите, что это получается, попробуйте сыграть на чужой.

 

Ю.Б. Как ты относишься к соавторству? Был ли у тебя уже подобный опыт?

А.Г. К соавторству отношусь спокойно. Опыт был и разный. И в литературе, и в кино. И с разными людьми. Те варианты соавторства, которые для меня были идеальны, до печати и экрана пока, увы, не дошли.

 

Ю.Б. Хотел бы написать с кем-то из цикла совместную книгу? Из тех, кого успел прочесть.

А.Г. Нет. Из прочитанного лично знаю только Диму Янковского, да и то поверхностно. Не думаю, что писать книгу с человеком, которого ты плохо знаешь чисто по-человечески — хорошая затея.

 

Ю.Б. И в завершении, твои пожелания для читателей и молодых авторов портала www.litstalker.ru.

А.Г. Побольше оптимизма. Оно в наше время никому не лишне.

И не зацикливаться на серии S.T.A.L.K.E.R. Мир S.T.A.L.K.E.R. — штука замечательная, но на свете есть еще много замечательных книг. Пусть полка со S.T.A.L.K.E.R. будет одной из многих в вашей библиотеке.

 

Ю.Б. Большое спасибо за потраченное время и удачи с новыми книгами!

2009-2023 © Алексей Гравицкий
top.mail.ruРейтинг@Mail.ru