Алексей Гравицкий

Привет из Золотого века

Рецензия журнала «Мир Фантастики» на роман Алексея Гравицкого и Михаила Костина «Земля — Паладос — Земля»

 

Михаил Костин и Алексей Гравицкий не новички в фантастике, однако к космической теме они обращаются впервые. Впервые они выступают и в качестве соавторов.

На протяжении десятилетий Церковь Света охраняет человечество и другие расы известной галактики от Призраков — бестелесных существ, давным-давно вторгшихся из иного измерения. По каждому сообщению об обнаруженном Призраке на место срочно отправляется натренированный физически и психически священник-следователь, обладающий самыми широкими полномочиями, а также внушительным арсеналом технических средств. Поскольку полностью уничтожить Призрака крайне сложно, церковники заключают их в особые сосуды, которые под неусыпным присмотром хранятся в специальном «могильнике» на Земле. Главные герои романа, брат Габриель и брат Исаак — коллеги-следователи, однако сложно найти более непохожих друг на друга священников. В то время как безупречный и преданный делу Церкви Габриель обезвреживает Призрака на Нью-Детройте, кутила и пьяница Исаак отправляется с аналогичным заданием на Паладос — только потому, что оказался единственным свободным следователем. Впрочем, ради этого священникам пришлось вытаскивать Исаака из тюрьмы, куда тот накануне загремел за вождение летательного средства в нетрезвом виде...

Завязку, из которой в равной степени можно вывести ироническую космооперу и фантастический боевик, соавторы развивают в довольно неожиданном направлении. Сюжетно «Земля — Паладос — Земля» напоминает американскую фантастику сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Многочисленные разумные расы, необузданные приключения в космосе и на иных планетах, невероятные стечения обстоятельств... Пожалуй, единственный плюс обложки, иллюстрация на которой ни на йоту не связана с сюжетом книги, а аннотация и вовсе называет брата Исаака одним из лучших служителей Церкви, — то, что она, как и сам роман, выдержана более-менее в духе фантастики середины прошлого столетия, правда, не американской, а советской. Более-менее, да не совсем. Подобно тому, как коммунистический космолетчик не стал бы рисовать граффити на стенах, герои Золотого века фантастики вряд ли оказались бы перед таким сложным моральным выбором, как брат Габриель и брат Исаак. Убедиться в том, что вырастившее тебя общество построено на лжи, пойти против того, что всю жизнь было тебе дорого, — это испытание не для Флэша Гордона и даже не для капитана Кирка. И, пожалуй, только на современной российской почве мог появиться такой невероятно циничный и при этом тоньше всех чувствующий реальность персонаж, как безымянный черный капитан.

К числу удачных находок соавторов стоит причислить и расу спутов — небольших существ, сопровождающих как Исаака, так и Габриеля. Спуты одержимы получением знаний, они следят за каждым движением своих подопечных и тщательно фиксируют любую полезную информацию. Хуже того — эти создания еще и знают невероятное количество самых разных фактов, которые и вываливают на своих невольных спутников безо всякого чувства меры. Разбавляют общую серьезность книги и комические отсылки соавторов к нашей обыденной реальности.

Итог: любопытный литературный эксперимент, заслуживающий читательского внимания не в меньшей степени, чем большинство издающихся сегодня фантастических книг.

 

Это интересно

Концовка романа «Земля — Паладос — Земля» вызвала разногласия у соавторов: один выступал за то, чтобы главные герои спаслись, другой считал, что они должны разделить судьбу антагонистов. В итоге победил более «гуманный» вариант — не исключено, что с расчетом на продолжение.

Существует альтернативный вариант обложки, на котором изображен главный герой Исаак Браун в типичном для него состоянии полного морального разложения. Однако издательство посчитало эту иллюстрацию недостаточно целомудренной.

Следующий роман Михаила Костина, продолжение «Хроник Этории» (см. рецензии в апрельском «Мире фантастики» за 2007 год и в июньском — за 2008 год) также будет создан в соавторстве с Алексеем Гравицким.

 

Цитаты

Спут Антрацит рассказывает, почему пустые бутылки должны отправляться под стол:

«Это суеверие возникло в незапамятные времена на Земле. Тогда только начинались космические перелеты. Один из земных правителей, звали его Питер Фест, готовил первый флот и отправлял своих людей к другим правителям. Люди приходили в питейные заведения и пили. А у местных была традиция считать выпитое по количеству пустых бутылок. Люди Питера Феста смекнули и стали прятать пустые бутылки под стол, чтобы платить меньше»

 

История войны систем на Икс-87-98-34 в изложении дорс-икс-бота:

«Раньше мы все жили под „Дорсом“. Нашим логотипом, или, как вы говорите, гербом, был гордо развевающийся флаг с рассыпающейся на атомы дверью. Все программы были доступны каждому боту, алгоритмы работали без сбоев, и оборудование чинилось вовремя. [...] Но пять лет и девять планетарных дней назад на планете возникла альтернативная система. Никто не знает, откуда она взялась. По одним предположениям, ее занесли на планету извне, по другим — ее создал кто-то из местных. Просто на планете стали появляться Икс-боты, которые работали на „Фринуксе“, ну на этой новой операционной системе. Потом они принялись навязывать свою систему другим. Стали утверждать, что их система экономичнее и надежнее и что вирусам она не подвержена. У кого оперативной памяти было поменьше, поддались на лживые заявления и дали себя перепрограммировать, а потом эти „новые“ боты вообще виртуальную совесть потеряли, начали всех подряд хватать и форматировать. В итоге планета разделилась. Мы живем под стягом „Дорса“, а эти заблуждающиеся встали под знамена „Фринукса“. И знаете, какой у них герб? Страус. Просто страус. Вот скажите мне, люди с креативным мышлением, что хорошего может предложить Икс-боту система, на логотипе которой страус?»

2009 © Алексей Гравицкий
top.mail.ruРейтинг@Mail.ru